Предыдущая Оглавление Следующая

PM120003.jpg PM120004.jpg
Полковой 120-мм миномет образца 1938 года

 1- ствол; 2 - двуногий лафет с механизмом вертикальной наводки; 3 - вертлюг с механизмом горизонтальной наводки; 4 - опорная плита; 5 - прицельное устройство (коллиматорный прицел)

Осколочно-фугасная мина

1 - корпус; 2 - взрывчатое вещество; 3 - стабилизатор; 4 - запальный стакан; 5 - детонатор; 6 - взрыватель; 7 - воспламенительный заряд, разрез (увеличено); 8 - дополнительные пучки

В 1941 и 1943 гг. в конструкцию миномета были введены некоторые изменения. С целью невозможности посадить в ствол одну мину на другую, а такая ситуация не исключена при скорострельном ведении огня, использовалось предохранительное устройство. Угол горизонтальной наводки увеличен с 6 до 8°. На опорной плите появились захваты для соединения собранного миномета с колесным ходом.

Данные полкового миномета образца 1938 года
Калибр мм 120
Дальность стрельбы минимальная м 450
максимальная, м 5500
Вес мины, кг 16
Скорострельность выстр./мин без исправления наводки

15

с исправлением наводки 6
Угол ВН град +45°; +80°
Угол ГН град
Вес ствола с казёнником, кг 105
Вес двуноги-лафета, кг 75
Вес опорной плиты кг 95
Вес прицела кг 1,4
Вес миномета в боевом положении, кг 284 (275)
Ширина колесного хода мм 1300
Клиренс, мм 370
Максимальная скорость возки, км/час по булыжной мостовой

18

по шоссе 35
Боевой расчет, чел 6-7

Боеприпасы

Минометы Запланированная потребность на 3 мес. войны Имелось налицо к началу войны Обеспеченность плана, %
  тыс. шт. тыс. шт. боекомплектов
50-мм 110970 14507 3,3 13
82-мм 31009 11337 8,7 36
107-мм 2605 265 3,0 10
120-мм 2924 453 1.9 8
Всего: 150508 26526 18

 Установка в хвостовую часть мины воспламенительного заряда без дополнительных пучков обеспечивала минимальную дальность полета мины. По мере увеличения количества дополнительных пороховых пучков повышалась и дальность полета мины при установке необ­ходимого угла возвышения вертикальной наводки ствола.

Учитывая предельную простоту конструкции миномета, незначительное время на его сборку, перевозка его могла производиться в разобранном виде. В отдельных случаях его перемещение в разобранном состоянии производилось вручную.

Перевозка миномета, унифицированного ящика орудийного ЗИПа, банника, шанцевого инструмента выполнялась на минометном одноосном колесном ходу на прицепе к зарядному ящику с упряжкой из четырех лошадей. При общем весе повозки, не превышающем 800 кг, конная тяга обеспечивала преодоление крутых, до 30° подъемов, бродов и бездорожья. Достоинства и недостатки конной тяги общеизвестны. Так, в 1944 году артиллеристы-минометчики 4-го Украинского фронта перевозили свои минометы в Карпатах на быках.

Механическая тяга полкового миномета на колесном ходу могла выполняться гусеничным тягачом «Комсомолец», грузовым автомобилем повышенной проходимости ГАЗ-ААА и бортовым автомобилем ГАЗ-АА или ГАЗ-ММ. При работе с автомобилями необходимо использовать минометный ход с подрессориванием.

В годы Великой Отечественной войны, особенно в первое время, в военных кругах ходила поговорка: «Русских артиллеристов и немецких минометчиков можно кормить сеном, а немецких артиллеристов и русских минометчиков — соломой». Так точно, четко и образно характеризовалось наше отставание по минометам. Несмотря на то, что по количеству и качеству минометов мы не уступали немцам, наши минометчики действовали неумело. Сказывалось отсутствие опыта, плохая подготовка расчетов и глубокая нехватка боеприпасов.

Решением Государственного комитета Обороны отставание в выпуске боеприпасов было ликвидировано в кратчайшие сроки.

В условиях потери в начале войны значительного количества промышленных предприятий, эвакуации заводов, потери квалифицированных рабочих   и инженеров рост выпуска минометов и мин был необычайно высоким. Так выпуск полковых 120-мм минометов в 1942 году по сравнению с 1941 годом вырос в 8 раз и составил более 25 000 штук. Среднемесячный выпуск мин к ним составил более 1 000 000 штук. В последующие годы войны, в виду насыщения, выпуск минометов значительно сократился.

О масштабах выпуска мин к полковым минометам можно судить по наблюдаемым мною в 1961 году штабелям частично отработанных корпусов, ржавевших на дальнем дворе одного ленинградского машиностроительного завода. Еще более впечатляющая картина предстала передо мной, когда мой товарищ Г.А.  Анопов рассказал о разработанном им предельно простом токарном станке для обработки корпусов 120-мм мин. Этих станков было в годы войны изготовлено несколько тысяч штук. Сколько же миллионов мин, каждая весом в пуд, прошло через полудетские руки ремесленников мальчишек и девчонок в те годы...

20-й запасной артиллерийский полк находился на окраине верхней части города на Арзамасском шоссе. Рядом со старинной двухэтажной кирпичной казармой располагался плац, артиллерийский парк, конюшня и другие служебные постройки. Новое пополнение, пройдя санитарную обработку, было размещено в помещении казармы с двухэтажными деревянными нарами из расчета: три человека на два соломенных матраса, две подушки и три байковых одеяла. Мне досталась середина. Обедом накормили сытным. К нему каждому выдавалась одна крупная неразделенная селедка.

Занятия по ускоренной программе начались со следующего дня. После изучения русской трехлинейной винтовки, ружейных приемов «коротким, коли!», «длинным, коли!», «закройся» (от кавалерии) у нас приняли присягу. В конце первой недели службы, повзводно, по отделению, нас повели в артиллерийский парк. На ровной площадке справа и слева от линейки стояли 122-мм гаубицы, 76-мм полковые пушки и 120-мм полковые миномёты.

Предыдущая Оглавление Следующая