Предыдущая Оглавление Следующая

PM120010.jpg PM120011.jpg
Положение исправили Главный конструктор ГАЗа А.А. Липгарт и его заместитель по танкам А.А. Астров. Практически не меняя компоновки СУ-12, вместо двух отдельных двигателей они сумели установить агрегат удвоенной мощности, где двигатели ГАЗ-203 были соединены последовательно и работали на одну муфту сцепления, одну коробку передач, как это было сделано в танке Т-70. Сместив пушку ЗиС-3 влево от осевой линии на 200 мм, в боковом отделении выделили место для радиатора системы охлаждения обоих двигателей. Карбюраторы двигателей и систему управления ими перенесли влево, что обеспечивало простоту управления ими и их регулировку.

Соединение последовательно двух ко­ленчатых валов было не простым делом. В начале испытаний на стендах последняя коренная шейка первого вала, не выдерживая удвоенных нагрузок, ломалась. Вначале она выходила из строя после двух часов работы. Далее после доработок — после 8, 15 часов. До заданных 100 часов непрерывной работы под нагрузкой она не дотягивала. Положение было критическое. Задача была не простой, но решилась она в процессе создания легкого танка Т-70 в 1942 г.

Показ Т-70 в Кремле прошел хорошо. Сталину и членам правительства машина понравилась. Было дано указание срочно пускать ее в производство. Но проклятая шейка вала, как веревка на шее, висела у Липгарта и Астрова. Только в последний момент, изменив галтель вала и технологию, удалось избавиться от этой неприятности. Одновременно с Т-70 производство СУ-76М (СУ-15) началось на Кировском (Вятском) заводе, машиностроительном Мытищинском и на автогиганте ГАЗ в городе Горьком. Увеличение боевого веса СУ-76М до 10,7 т не снизило ее ходовых качеств. Обеспечивая прекрасную проходимость и скорость до 40 км/ч, машина защищала экипаж от пулевых и осколочных повреждений. Это позволяло ей выходить на огневой рубеж с расстоянием до цели 500-600 м. При ведении боя в населенных пунктах можно было безопасно приближаться к противнику на близкое расстояние. С закрытых позиций огонь самоходок достигал целей, отстоящих на десяток километров.

В запасном полку в Икше кроме самоходки на базе немецкого танка стояли несколько «тридцатьчетверок», у которых вместо башен и танковых пушек виднелись короткоствольные гаубицы. Это были самоходки СУ-122, именуемые в просторечии «ракетницами». За ними в одном ряду стояли изящные самоходки СУ-76, называемые «коломбинами». Я подумал: кем теперь ты будешь, ефрейтор Уланов? Артиллеристом, танкистом или шофером. Когда я узнал, что «коломбины» имеют по два автомобильных мотора, мне захотелось прокатиться на этой красавице, поуправлять ей.

Членов нашей вновь прибывшей команды распределили по батареям. Мне досталось назначение в учебную батарею на должность механика-водителя СУ-76. Теоретические занятия проводились в классе, где на видном месте стоял силовой агрегат СУ-76М и главная передача с бортовыми фрикционами в сборе и россыпью. Четыре самоходки СУ-76 стояли в парке на подкладках из железнодорожных шпал под гусеницами. Брезенты, закрывающие машины, были тщательно увязаны.

Вся территория учебного полка была подметена так, что ни одной соринки не было видно. Все обитатели полка сидели по своим учебным классам. Только изредка мелькали пробегающие фигуры в обмотках и с противогазом. Начальство полка строжайше запрещало ходить нормальным шагом. Тот. кто шел таким образом, считался бездельником. Поэтому нужно было бежать, показывая, что ты спешишь по делу и не должен отвлекаться от него. Командир полка, цыган по национальности, полковник Вораксо был строг во всех отношениях. И порядок во всем, как он требовал от своих подчиненных, царил во всем городке «Завода гидропривод».

Курс моего обучения механиком-водителем подходил к концу. Программа его предусматривала 12 полных часов танковождения. Реально же получалось не более трех часов. Однако мне повез ло. В конце августа 1943 г. наш полк был передислоцирован со станции Икша в Ивантеевку. Мне довелось вести одну из учебных «коломбин» по дорогам Подмосковья. Тогда я вполне почувствовал отличные ходовые качества и прекрасную управляемость «коломбины». Все машины прошли этот путь без поломок. Самоходки же со 122-мм орудием на базе Т-34 из-за неисправностей пришли в Ивантеевку только на второй день.
PM120012.jpg PM120013.jpg
СУ-76 (СУ-12)

1 - Пушка ЗиС-3; 2 - Боеукладка; 3- Двигатель ГАЗ-202; 4-Сцепление; 5 - Коробка передач; 6 - Главная передача с бортовым фрикционом; 7 - Соединительный вал

СУ-76М (СУ-15)

1 - Пушка ЗиС-3; 2 - Боеукладка; 3 - Силовой агрегат из 2-х двигателей ГАЗ-203; 4 - Соединительная муфта; 5 - Сцепление с коробкой передач; 6 - Главная передача с бортовыми фрикционами; 7 - Левая полуось; 8 - Топливные баки; 9 - Аккумуляторы

Предыдущая Оглавление Следующая