Предыдущая Оглавление Следующая

PVO14004.jpg PVO14005.jpg

Змейковый аэростат наблюдения русской армии (начало XX века)

Воздушный шар с змейковым аэростатом, состоящий на вооружении русской армии (конец XIX века)

Поддерживая точку зрения Смысловского, отдельные высокопоставленные военные руководители посчитали: «..задачу противоаэропланной борьбы решенной, а мысль о создании специальных зенитных подразделений - не заслуживающей внимания». Это мнение стало доминировать даже среди русских артиллеристов, что заметно тормозило позитивный процесс развития в России зенитной артиллерии.

Между тем зарубежный опыт наглядно показывал, что без разработки специального противоаэропланного орудия в ближайшем будущем будет невозможно успешно вести борьбу с воздушным противником. Так, несмотря на то, что созданная в 1897 г. во Франции 75-мм полевая пушка была «...пригодная для решения всех задач..», в том числе для поражения воздушных целей, французские специалисты активно работали над проектом специального автомобильного орудия для стрельбы по воздушному флоту. Разрабатываемая зенитная пушка предполагала наличие угла возвышения ствола орудия до 70 град. Эта особенность заставила признать даже российских скептиков, что французский вариант является «наиболее совершенным орудием для поражения летательных аппаратов».

Германия в этой области ушла значительно дальше. Уже начиная с 1904 г., фирма Круппа и другие ведущие немецкие военно-промышленные концерны стали работать над проектами специального артиллерийского орудия, способного поражать движущиеся аэростаты - дирижабли. К 1907 г. научно-технические разработки германских специалистов по этому вопросу разделились на два направления. Первое предусматривало изготовление орудий, пригодных для решения задач полевой пушки с одновременной возможностью обстрела летательных аппаратов, второе - создание систем орудий, предназначенных только для стрельбы по воздушным целям. В результате было отдано предпочтение зенитному орудию на автомобильном шасси, получившему название: Kraftwagengeschutz Flieger Abwehr Kanonen (K. Flak).

Одновременно продолжались работы по усовершенствованию полевых орудий для борьбы с воздушными целями. Из секретного германского документа, попавшего в руки Генерального штаба русской армии, было видно, что в 1910 г. в Германии приспособили для этой цели 10-см пушку (обр. 1910 г.) с врытым в землю хоботом. Такая пушка давала угол возвышения в 40 град. Аналогичную задачу решала и 15-см пушка на щитовом лафете. Кроме того, в том же году фирма Круппа сконструировала специальную 6,5-см противоаэростатную пушку.

Не отставала от Германии и ее верная союзница - Австро-Венгрия. К весне 1910 г. она провела испытания созданного на заводе Шкода 37-мм орудия для стрельбы по аэростатам. Результаты проведенных стрельб показали, что при наибольшем угле ствола орудия снаряд поднимался на высоту до 3000 м, получаемая при этом дальность доходила до 7 км4.

В целом, интерес к новейшим разработкам в области зенитной артиллерии проявляли практически все ведущие страны Западной Европы и Америки, разместив на заводах Эрхардта, Круппа, Шнейдера, Шкода и Виккерса и др.5 соответствующие заказы в данной области.

PVO14006.jpg

Германская автомобильная зенитная пушка, 1908 г.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz