Предыдущая Оглавление Следующая

Для отработки системы старта ракеты был построен специальный стенд. Опытное антенно-пусковое устройство проходило отработку на выносном лафете. Часть аппаратуры, рабочие места операторов, ряд других систем разместили в расположенном поблизости защищенном сооружении. Это повысило безопасность проведения испытаний, включавших в себя отработку вертикального пуска ракеты с еще не включенным двигателем.

Совместные испытания ЗРК "Тор" проходил с декабря 1983 г. по декабрь 1984 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко) под руководством комиссии, которую возглавлял Р.С. Асадулин. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 19 марта 1986 г. ЗРК был принят на вооружение. Частично унифицированный с ЗРК "Тор" комплекс "Кинжал" с единой ЗУР 9М330 поступил на вооружение кораблей спустя еще три года.

Серийное производство боевой машины 9А330 было организовано на Ижевском электромеханическом заводе МРП, ЗУР 9М330 — на Кировском машиностроительном заводе им. XX парт -съезда МАП, гусеничных шасси — на Минском тракторном заводе МСХМ.

Комплекс обеспечивал поражение целей, летящих со скоростью до 300 м/с, на высотах от 0,01 до 6 км в диапазоне дальностей от 1,5 до 12 км при параметре до 6 км. При скорости малоразмерной (с эффективной поверхности рассеяния от 0,1 м2) цели 700 м/с максимальная дальность поражения уменьшалась до 5 км, диапазон высот поражения сужался до интервала от 0,05 до 4 км, а параметр не превышал 4 км. Эффективность поражения самолетов одной ЗУР составляла 0,44-0,77, вертолетов — 0,50-0,88, ДПЛА — 0,85-0,955.

Время реакции комплекса равнялось 8-12 с, перевода в боеготовое и походное положения — 3 мин. Заряжание боевой машины с помощью ТЗМ занимало не более 18 мин.

Организационно ЗРК "Тор" сводились в зенитные ракетные полки дивизий. Полки состояли из командного пункта полка, четырех зенитных ракетных батарей (по четыре боевых машины 9А330 и батарейному командирскому пункту в каждой), подразделений обеспечения и обслуживания. Таким образом, в полку ЗРК "Тор" насчитывалось 16 боевых машин со 128 боеготовыми ракетами. Еще 192 ракеты боекомплекта полка размещались на транспортно-заряжающих и транспортных машинах.

В качестве батарейного командирского пункта временно использовались пункты управления ПУ-12М, а в качестве КП полка — ПУ-12М или машина сбора и обработки информации МП25 и машина боевого управления МП22, разработанные в составе средств автоматизированной системы управления войсками (АСУВ) фронта и входившие также в комплект средств автоматизированного пункта управления начальника ПВО дивизии. С КП полка сопрягалась РЛС обнаружения П-19 или "Каста-2-2" из состава радиолокационной роты полка.

Основным видом боевой работы ЗРК "Тор" была автономная работа батарей, но не исключалось централизованное и смешанное управление этими батареями начальником ПВО дивизии и командиром зенитного ракетного полка .

Первый полк ЗРК "Тор" был сформирован в конце 1980-х гг.

Одновременно с принятием на вооружение ЗРК "Тор" начались работы по его модернизации.

В доработке существовавших и разработке новых средств ЗРК, получившего индекс "Тор-М1" (9К331), принимали участие:
-  Научно-исследовательский электромеханический институт МРП (ведущее предприятие НПО "Антей") — головной по ЗРК "Тор-М1" в целом (главный конструктор В.П. Ефремов) и боевой машине 9А331 (модернизация 9А330) — заместитель главного конструктора ЗРК и главный конструктор боевой машины 9А331 — И.М. Дризе;
-  Производственное объединение "Ижевский электромеханический завод" МРП — по конструктивной доработке боевой машины;
-  Кировское машиностроительное производственное объединение им. XX партсъезда МАП — по разработке четырехракетного модуля 9М334, использованного в боевой машине 9А331 (главный конструктор модуля О.Н. Жарый);
-  Научно-исследовательский институт средств автоматизации МРП (ведущее предприятие НПО "Агат") — по разработке в рамках отдельной ОКР унифицированного батарейного командирского пункта «Ранжир» (9С737) — главный конструктор А.В. Шершнев, а также МКБ "Факел" МАП и другие организации.

PVSV2032.jpg PVSV2033.jpg

Боевая машина 9А331 ЗРК "Тор-М1"

Транспортно-заряжающая машина 9Т231

В результате модернизации в ЗРК был введен второй целевой канал, в ракете применена боевая часть с осколками БЧ из материала высокой плотности, реализовано размещение ЗУР в транспортно-пусковом контейнере, увеличились зоны и вероятности поражения низколетящих целей, обеспечено сопряжение боевой машины с унифицированным батарейным командирским пунктом «Ранжир» для управления боевыми машинами в составе батареи, улучшены показатели электромагнитной совместимости.

В состав боевых средств ЗРК "Тор-М1" входили:
-  боевая машина 9А331;
-  ракетный модуль 9М334 с четырьмя ЗУР 9М331 (два модуля в боевой машине);
-  батарейный командирский пункт 9С737.

В состав средств технического обеспечения и обслуживания этого ЗРК входили те же средства, которые использовались в ЗРК "Тор", с доработкой транспортно-заряжающей машины 9Т231 и транспортной машины 9Т245 в связи с использованием в ЗРК "Тор-М1" ракетных модулей 9М334.

Предыдущая Оглавление Следующая