Предыдущая Оглавление Следующая

Основное предназначение унифицированного батарейного командирского пункта "Ранжир" применительно к ЗРК "Тор-М1" — управление автономными боевыми действиями зенитных ракетных батарей (с постановкой и контролем выполнения боевых задач боевым машинам, целераспределением между ними, выдачей им целеуказаний). Централизованное управление должно было осуществляться через унифицированный батарейный командирский пункт батареями полка "Тор-М1" с командного пункта полка, на котором предполагалось использовать командно-штабную машину МП22-Р и специальную машину МП25-Р, разработанные в составе АСУВ фронта. В свою очередь с КП полка должен был сопрягаться вышестоящий командный пункт — пункт управления начальника ПВО дивизии, также имевший в своем составе указанные машины. С этим КП сопрягались РЛС обнаружения "Купол" или "Каста-2-2".

На индикаторе унифицированного батарейного командирского пункта 9С737 могло отображаться до 24 целей по данным от вышестоящего командного пункта (КП полка или ПУ начальника ПВО дивизии) и до 16 целей по данным боевых машин своей батареи. Отображалось также не менее 15 наземных объектов, с которыми пункт вел обмен информацией. Темп обмена информацией составлял 1 с с вероятностью доведения ее, команд и донесений не менее 0,95. Работное время унифицированного батарейного командирского пункта в полуавтоматическом режиме по одной цели составляло не более 5 с. На пункте обеспечивалась возможность работы с неавтоматизированным планшетом воздушной обстановки и топографической картой.

Информация, принимавшаяся от боевых машин и других источников, отображалась на индикаторе в масштабе от 12 до 100 км в виде точек с формулярами целей, в состав которых входили признак государственной принадлежности цели и ее номер. Кроме того, на экране индикатора высвечивались положения реперной точки, вышестоящего КП, РЛС и зоны поражения боевых машин.

Унифицированный батарейный командирский пункт осуществлял целераспределение между боевыми машинами, выдачу им целеуказаний и при необходимости — команд запрета стрельбы. Время развертывания и подготовки его к боевой работе составляло не более 6 мин. Вся аппаратура (с источником питания) размещалась на шасси гусеничного легкого бронированного плавающего многоцелевого тягача МТ-ЛБу. Расчет пункта — 4 человека.

Государственные испытания ЗРК "Тор-М 1" проводились с марта по декабрь 1989 г. на Эмбенском полигоне (начальник полигона В.Р. Унучко). ЗРК был принят на вооружение в 1991 г.

По сравнению с ЗРК "Тор" вероятность поражения одной ЗУР при стрельбе по крылатым ракетам типа ALCM была увеличена до 0,56-0,99, по ДПЛА типа BGM — до 0,93-0,97, по самолетам типа F-15 — до 0,45-0,80 и по вертолетам типа "Кобра" — до 0,62-0,75.

Основные характеристики ЗРК семейства "Оса" и "Тор"

Наименование

"Оса"

"Оса-АК"

  "Оса-АКМ"

"Тор" 

 "Тор-М1"

1. Зона поражения, км

- по дальности

2-9

1,5-10

1,5-12

- по высоте

0,05-5

0,025-5

0,01-6

- по параметру

До 4

До 6

До 6

2. Вероятность поражения цели одной ЗУР

0,35-0,85

0,5-0,85

0,5-0,85

0,26-0,75

0,45-0,8

3. Максимальная скорость поражаемых целей, м/с

420

500

700

4. Время реакции, с

- с позиции

26-34

27-39

27-39

8,7

7,4

- с короткой остановки

10,7

9,7

5. Скорость полета ЗУР, м/с

500

700-800

6. Масса ЗУР, кг

128

165

7. Масса боевой части, кг

15

14,5

8. Время развертывания (свертывания), мин

3-5

3

9. Число ЗУР на боевой машине

4

6

8

10. Год принятия на вооружение

1972

1975

1980

1986

1991

 

PVSV2037.jpg PVSV2038.jpg

Шасси ГМ-5955, разработанное в ПО "Метровагонмаш" (слева); ЗРК "Тор-М1 "на шасси ГМ-5955

Зона поражения ЗРК "Тор-М1" при стрельбе одновременно по двум целям оставалась практически такая же, как у комплекса "Тор" по одной цели. Время реакции комплекса "Тор-М1" составляло 4,7-8 с при стрельбе с места; с 6 до 10 с — при стрельбе с короткой остановки после движения.

Время заряжания боевой машины 9А331 двумя ракетными модулями с использованием транспортно-заряжающей машины 9Т244 составляло 25 мин, что несколько превышало время раздельного заряжания 9А330 боекомплектом из восьми ЗУР.

Серийное производство боевых и технических средств ЗРК "Тор-М1" было организовано на предприятиях, которые производили средства ЗРК "Тор". Новые средства (четырехместный транспортно-пусковой контейнер для ЗУР 9А331 и аппаратура для унифицированного батарейного командного пункта 9С737) производились, соответственно, в ПО "Кировский машиностроительный завод им. XX партсъезда" МАП и на Пензенском радиозаводе МРП.

Не имеющие аналогов в мире ЗРК "Тор" и "Тор-М1", способные поражать воздушные элементы высокоточного оружия, неоднократно показывали свои высокие боевые возможности на учебно-боевых стрельбах, на войсковых учениях и на выставках современного оружия в ряде стран мира.

В частности, в 1993 г. при проведении выставки в Абу-Даби в исключительно сложных климатических условиях были поражены все восемь летящих мишеней — реактивных снарядов систем залпового огня МД-20, запущенных на дальность 17 км в заранее неизвестные моменты времени. Примечательно, что присутствующие на данной выставке французские разработчики ЗРК "Кроталь" и американцы, представлявшие комплекс ADATS, отказались от проведения стрельб в подобных условиях. Убедительным свидетельством преимуществ комплексов "Тор" стала их поставка в Грецию по результатам выигранного в 1998 г. тендера. По данным справочника Jane's, из первой поставленной партии (21 комплекс) шесть размещены на Кипре. Эффективность поставленных комплексов подтверждена стрельбами, выполненными батареей "Тор-М1" в 2000 г. на Крите на предельную дальность 12 км. Помимо Греции, по данным справочника Jane's, 15 ЗРК семейства "Тор" получил Китай, которым заказано еще 20 комплексов. Среди стран, приобретающих эти ЗРК, там же указывается и Индия.

Комплексы семейства "Тор" продолжают совершенствоваться. В частности, проведена работа по замене минского гусеничного шасси ГМ-355 на разработанное в подмосковных Мытищах ПО "Метровагонмаш" ГМ-5955.

Проводятся также работы по вариантам комплекса с размещением основных элементов на колесных базах — в самоходном варианте на автомобильных шасси и в перевозимом, на прицепах. В последнем варианте ("Тор-М1Т") взамен боевой машины вводится аппаратная кабина на шасси автомобиля "Урал-5323" и прицеп с антенно-пусковым постом. При этом время развертывания увеличивается с 3 до 8 мин, свертывания — с 2 до 12 мин.

Ведутся работы и по стационарному варианту комплекса "Тор-М1 ТС"

Дальнейшая, более глубокая модернизация, проработанная в 1990-х гг., предусматривает значительное повышение тактико-технических характеристик этого комплекса.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz