Предыдущая Оглавление Следующая

PVSV2098.jpg

ПЗРК "Стрела-2" (9К32)

Трудной задачей стало обеспечение соизмеримой с полетным временем ракеты продолжительности работы маршевого заряда двигателя. Очень легкая ЗУР с притуплённым обтекателем тепловой ГСН быстро тормозилась после окончания работы двигателя. С учетом высоких требований ЗУР по маневренности, при наведении на цель пассивный участок ее полета мог использоваться только в минимальной мере. Для снижения аэродинамического сопротивления ракету выполнили в очень большом удлинении и малом диаметре — 76 мм. При существующих скоростях горения топлива требуемая продолжительность работы (порядка 10-15 с) многократно превышала максимально достижимую для традиционных шашек с центральным каналом и малым сводом горения. С другой стороны, она была в несколько раз меньше соответствующей бесканальному заряду топлива с горением по плоскому торцу. После длительной отработки удалось создать заряд смесевого топлива с требуемой длительностью работы за счет реализации так называемой кратерной формы поверхности горения. Необходимая скорость горения (до 40 мм/с) достигалась путем армирования заряда металлическими проволочками для ускоренного прогрева внутренних слоев топлива, обеспечивающего их быстрое воспламенение и опережающее выгорание топлива в объемах, непосредственно прилегающих к проволочкам.

При этом двигатель обеспечивал и двухрежимную расходную характеристику, быстро разгоняя ракету до максимальной скорости и поддерживая ее в течение 5 и более секунд.

Наряду с топливным зарядом маршевого двигателя немало усилий в отработке потребовал и заряд газогенератора, обеспечивающего работу рулевых машинок и турбогенератора системы полетного электроснабжения. Основными проблемами стали нестабильность внутрибаллистических характеристик и засорение фильтров фрагментами бронировки порохового заряда.

Для топливного заряда выбрасывающего двигателя наибольшие трудности были связаны с обеспечением требуемой расходной характеристики при крайне малой (менее десятой доли секунды) продолжительности его работы.

Для снижения массы аэродинамических рулей и рулевых машинок впервые в Советском Союзе на зенитной ракете была применена одноканальная система управления самонаводящейся ЗУР. Ранее подобная схема уже использовалась тем же коллективом СКБ в противотанковой ракете "Малютка". Аэродинамические рули на выполненной по схеме "утка" ЗУР "Стрела-2" были установлены только в одной плоскости, а двухмерное управление достигалось в результате вращения ракеты при соответствующей раскладке сигналов, выдаваемых от тепловой ГСН к рулям. Рули работали в релейном режиме, перекладываясь на 30 град, в крайнее положение. Для размещения ЗУР в пусковой трубе малого диаметра рули утапливались в корпус ракеты, а четыре перьевых стабилизатора укладывались в пространстве за срезом сопла. При старте рули и стабилизаторы раскрывались пружинными устройствами.

Малогабаритная ЗУР оснащалась боевой частью малой массы (1,17 кг), способной нанести существенный ущерб цели только при прямом попадании. При использовании тепловой ГСН с малой чувствительностью ракета наводилась "вдогон", так что наиболее вероятным случаем становился подход к цели со скользящим ударом о ее поверхность, при котором ракета быстро разрушалась. В этих условиях для эффективного поражения цели во взрывательном устройстве ЗУР впервые был использован импульсный высокочувствительный магнитоэлектрический генератор, в схеме которого применялись полупроводниковый усилитель и реактивные контакты, обеспечивающие его своевременное срабатывание при ударе по прочным преградам. Кроме того, было проработано использование для поражения цели фрагментов, образуемых при подрыве боевой части в результате разрушения расположенных впереди нее систем и агрегатов ракеты общей массой более 1,5 кг.

Для подтверждения эффективности комплекса нужно было подобрать и цели-мишени, по своим свойствам близкие к истребителям-бомбардировщикам США. В этой части МиГ-17 больше соответствовал американскому прототипу, чем наиболее часто использовавшийся как мишень Ил-28. Сбитие этого бомбардировщика единичной ракетой "Стрела-2" было более чем проблематично. Ракета наводилась на двигатель, а двухмоторный Ил-28 мог продолжать полет и на одном моторе. Кроме того, как показали экспериментальные подрывы боевой части ЗУР "Стрела-2", попадание ракеты в центроплан также, как правило, не наносило самолету серьезных повреждений, препятствующих дальнейшему полету. Даже расчетные значения вероятности поражения цели одной ракетой не превышали величины 0,3, снижавшейся до 0,22 на границе зоны.

На ранней стадии прорабатывалась более тяжелая головка самонаведения традиционной схемы, что приводило к увеличению массы ракеты до 16 кг, а при условии обеспечения сверхзвуковой скорости — до 25 кг.

Поскольку первоначальными требованиями задавалось и поражение целей на подлетных углах, наметилась необходимость введения системы охлаждения ГСН. Система работала от заключенного в баллоне-капсюле фреона, обеспечивая захолаживание ГСН за 5 с. Головка самонаведения поддерживалась в охлажденном состоянии до полуминуты. При создании "Стрелы-2" от этого непростого в отработке устройства отказались, так как для ускорения создания комплекса Заказчик снял требования по стрельбе навстречу цели. Только спустя десятилетие система охлаждения была внедрена при разработке переносного комплекса "Стрела-3", обеспечивающего поражение подлетающих целей.

Постановлением Правительства 1960 г. был определен срок представления в III кв. 1962 г. предложений по дальнейшим работам, подтвержденных результатами стрельбовых испытаний опытной партии ракет. Фактически к этому времени удалось провести пуски экспериментальных и программных ракет, а также начать стендовую и лабораторную отработку тепловой ГСН.

В 1963 г. дополнительными пусками телеметрических и программных ракет без ГСН были подтверждены принятые аэродинамические и баллистические характеристики ЗУР. Ракетчикам были поставлены первые ГСН для установки на ЗУР.

Однако и в следующем году тепловая ГСН еще не завершила стадию наземной комплексной отработки, так что начатые испытания ракеты в управляемом варианте в сентябре месяце пришлось прервать. Был установлен новый срок представления ракеты на совместные испытания — IV кв. 1965 г., который, в свою очередь, пришлось переносить еще дважды — на апрель и на июль 1966 г.

В 1965 г. было выполнено 70 пусков ЗУР по имитаторам целей, до середины мая 1966 г. — еще 55 пусков, из которых 33 оказались неудачными (из них 90% — по вине тепловой ГСН).

Тем не менее в 1967 г. окончательно доработанный опытный образец переносного ЗРК "Стрела-2" был предъявлен на совместные испытания, которые проводились на Донгузском полигоне (начальник полигона М.И. Финогенов) под руководством комиссии во главе с Д.А. Смирновым. Комплекс "Стрела-2" выдержал испытания и в январе 1968 г. был принят на вооружение. Началось его серийное производство в Коврове на "Заводе им. В.А. Дегтярева".

За создание переносного ЗРК "Стрела-2" СП. Непобедимый, А.А. Красовский и другие его разработчики были удостоены Государственной премии СССР.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz