Оглавление Следующая

«Фаланге» продлевают жизнь

В. Г. Шалеев, инженер-конструктор ОАО «Ковровский механический завод»

PtFal001.jpg

В начале 1960-х гг. на вооружение Вооруженных Сил СССР поступила ПТУР 9М17 ПТРК «Фаланга», разработанная в Московском КБТочМаш. Серийный выпуск шел с 1965 г. на Ковровском механическом заводе.

Ракета 9М17 обладала высокими боевыми качествами и имела хорошую бронепробиваемость (даже по сравнению с современными образцами), высокую надежность, была достаточно проста в обращении и эксплуатации.

Стрельба осуществлялась днем и в сумерки с боевой машины 2П32М в ручном режиме наведения подготовленным оператором.

С середины 1967 г. выпускалась ПТУР 9М17М, конструктивное отличие которой заключалось в улучшении характеристик рулевого тракта и системы стабилизации по крену. Стрельба производилась с боевых машин 2П32М и 9П124М в ручном режиме наведения.

С начала 1973 г. выпускалась ПТУР 9М17П. Тактико-технические характеристики ракеты 9М17П такие же, как и у ракеты 9М17М. Отличие заключается в том, что ракетой 9М17П можно стрелять в полуавтоматическом и ручном режимах наведения, при этом в полуавтоматическом режиме обеспечивается снижение наименьшей дальности стрельбы с 600 м до 450 м. Конструктивное отличие ракеты 9М17П от ракеты 9М17М заключается в том, что на ракете 9М17П установлены два трассера 9X419 с увеличенной мощностью излучения вместо двух трассеров 9X46. Обеспечение равномерной мощности излучения и устранение зашлаковки во время горения трассирующего состава обеспечивает устойчивое слежение за ракетой аппаратурой ПТРК.

ПТУР 9М17П предназначена для поражения неподвижных и подвижных бронированных целей противника при стрельбе в режиме полуавтоматического наведения в условиях прямой оптической видимости днем на дальностях 450-4000 м, а в режиме ручного наведения днем и в сумерки — 600-4000 м.

Стрельба днем и в сумерки ПТУР 9М17П осуществляется в составе ПТРК «Фаланга» с боевых машин 2П32М и 9П124 в режиме ручного наведения, а с боевой машины 9П137 — в режимах ручного и полуавтоматического наведения.

Стрельба ПТУР 9М17П осуществляется также в полуавтоматическом режиме наведения с вертолетов Ми-24А, Ми-24Д, Ми-8ТВ.

Конструктивно ракета состоит из отдельных блоков и узлов, собираемых самостоятельно и стыкуемых при окончательной сборке: боевой части, стартового и маршевого пороховых зарядов, воспламенителей, трассеров и ракетной части.

Ракета (рис. 1) выполнена по аэродинамической схеме типа «бесхвостка». Корпус ракеты представляет собой цилиндрическое тело, заканчивающееся с обеих концов полусферами. Несущими аэродинамическими поверхностями являются крылья (11) трапециевидной формы, создающие подъемную силу и стабилизирующие ракету в полете. Управляющие органы снаряда — рули (12) прямоугольной формы, расположенные в задней кромке крыльев.

Ракета установлена на направляющих боевой машины или вертолета в положении «икс», т.е. крылья расположены под углом 45° к горизонтали. Такое расположение ракеты упрощает конструкцию направляющих. После схода с направляющих ракета разворачивается на 135° против часовой стрелки, и в дальнейшем полет ракеты происходит в положении «плюс» — крылья №2 и №4 расположены в горизонтальной плоскости. В этом положении ракета стабилизируется по крену относительно своей продольной оси с помощью свободного гироскопа (5) с пороховым приводом.

Ракета сходит с направляющих за счет однокамерной двухступенчатой двигательной установки (7), работающей на твердом топливе. За счет сгорания стартового заряда (9) двигательная установка сообщает ракете определенную скорость и затем за счет сгорания маршевого заряда доводит ее до максимальной 230 м/с.

Тактико-технические характеристики ракеты 9М17

Дальность стрельбы, м: - наибольшая 4000
- наименьшая 600
Бронепробиваемость под углом 60°
- от нормали к броне, мм 280
Время полета на макс, дальность, с до 28
Калибр, мм 142
Длина, мм 1165
Размах оперения, мм 680
Поперечные габариты ПТУР
со сложенным оперением, мм 255x262
Масса, кг 31
Масса в упаковке, кг 60
Условия эксплуатации:
- температурный диапазон, °С -40 -+50
- отн. влажность при t=+40° C, % до 98

 

 

PtFal002.jpg

Рис.1 ПТУР 9М17П

1 - пьезогенератор; 2 - кумулятивная боевая часть; 3 - предохранительно-детонирующий механизм; 4 - блок электропитания; 5 - свободный гироскоп; 6 - отсек питания; 7 - двигательная установка; 8 - маршевый заряд; 9 - стартовый заряд; 10 - воспламенитель; 11 - крыло; 12 - руль; 13 - воспламенитель; 14 - блок рулевой машины; 15 - блок бортовой радиоаппаратуры; 16 - трассер-лампа; 17 - блок электроники; 18 - фугасная боевая часть 9Н114М2 УР 9М17М2.

Оглавление Следующая