Семен Федосеев
Еще с 60-х годов класс «средних» танков считается вымершим - на вооружении многих армий его сменил «основной боевой танк», соединивший достоинства средних и тяжелых. Старые средние танки, конечно, еще продолжали свою службу (характернейший пример - применение Т-34-85 в гражданской войне в Югославии), в ряде стран их путем модернизации доводили и доводят до уровня основных. Однако не всякая страна в силах "поднять" (в прямом и в переносном смысле) основной боевой танк, и потому интерес к средним танкам или к "легким", подтянутым к уровню "среднего", остался. На этом фоне не столь удивительно появление в Аргентине в конце 70-х годов (когда в ведущих странах уже появились основные танки второго поколения) вновь созданного «среднего» танка. Точнее говоря, аргентинский танк ТАМ явил пример «эрзаца» основного боевого танка с учетом условий страны - как географических, так и финансовых.
В настоящее время среди латиноамериканских стран только Аргентина и Бразилия имеют собственное танкостроение. Аргентина - вторая страна Латинской Америки по уровню производства вооружений, хотя ее танковая промышленность имеет более солидный «возраст»: еще в 1944 г. был создан танк «Ноуэл», выпущенный в количестве всего 16 машин. Дальнейшее развитие приостановили в надежде на американские поставки, и американские машины - прежде всего, устаревшие М4 «Шерман» - долго оставались основой танкового парка. Но уже в 60-е годы в рамках правительственной программы «Европа» были возобновлены попытки наладить собственное производство бронетехники. С 1968 г. в Аргентине начали лицензионный выпуск французских легких танков АМХ-13 и основных АМХ-30; производство деталей и узлов постепенно перевели на отечественные предприятия, а сборку вели на заводе судостроительной верфи АСТАРСА. На вооружение поступали также легкие австрийские танки-«истребители» SK-105 «Кирасир».
Не имея собственных средств на разработку новой машины, военное руководство Аргентины прибегло к помощи зарубежных фирм. В середине 1973 г. совместно с западногерманской «Тиссен-Хеншель» (г. Кассель) началась разработка 30-тонного танка ТАМ (Tanque Argentino Mediano - «средний аргентинский танк»). Класс 30 т был выбран исходя из резко пересеченного - в том числе горного -рельефа, плохой дорожной сети и низкой грузоподъемности большинства мостов в странах Южной Америки. Подвижность и огневая мощь танка должны были быть близки танку «Леопард»-1. На одном шасси с ТАМ предполагалось строить его «напарника» - БМП VCI (Vehiclo Combat Infanteria). Таким образом, аргентинцы, выбрав себе для танка сравнительно легкое шасси, оригинальным образом разрешали и проблему равной подвижности и защищенности танков и БМП. «Тиссен-Хеншель» параллельно создавала аналогичную машину ТН-301 (ТАМ-4) в надежде предложить ее и другим странам. Согласно договору, из ФРГ должны были поставляться двигатели, трансмиссии, приборы управления огнем, а все сборочные работы производились бы в Аргентине. Приборы ночного видения могли бы устанавливаться по особому заказу.
БМП «Мардер»
Первые три ТАМ и три VCI были собраны в ФРГ в 1976 г., вторая опытная партия - в Аргентине в декабре 1977 г. на новой производственной линии завода «Генерал Сан Мартин». С помощью «Тиссен-Хеншель» в 1974 г. было основано специальное предприятие TAMSE со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе и с заводом в г. Кордова для производства танка и машин на его шасси. На вооружение ТАМ начал поступать в 1979 г.
Тактико-технические характеристики танка ТАМ
Год принятия на вооружение |
1979 |
Боевая масса, т |
30,5 |
Экипаж, чел. |
4 |
Высота по крыше башни, м |
2,43 |
Длина с пушкой вперед, м |
8,23 |
Длина по корпусу, м |
6,775 |
Ширина, м |
3,25-3,29 |
Клиренс, м |
0,44 |
Вооружение: пушка, марка |
Rh 105-30 |
калибр, мм |
105 |
длина ствола в калибрах |
52 |
пулеметы, количество х калибр, мм |
2x7,62 |
Боекомплект |
50 выстрелов, 6000 патронов |
Двигатель: марка |
МВ830 Ка500 |
Тип |
дизельный с турбонаддувом |
число цилиндров, охлаждение |
6, жидкостное |
мощность, л.с. |
720 при 2400 об./мин |
Трансмиссия |
гидромеханическая HSWL-204 "Ренк" |
Подвеска |
торсионная с гидравлическими амортизаторами |
Гусеница |
металлическая обрезиненная, с РМШ |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
75 |
Скорость по пересеченной местности, км/ч |
30 |
Запас хода, км |
550-940 |
Удельное давление, кг/кв.см |
0,77 |
Ширина преодолеваемого рва, м |
2,9 |
Высота стенки, м |
0,9 |
Преодолеваемый подъем, градусов |
30 |
Угол крена, градусов |
15-20 |
Глубина брода, м: |
без подготовки 1,0 |
без ОПВТ |
1,4-1,5 |
с ОПВТ |
4,0 |
ТАМ создан на базе западногерманской БМП «Мардер» - наиболее тяжелой и защищенной из современных серийных БМП - и сохранил схему компоновки с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. За ним расположено боевое отделение с установкой вооружения в башне. Механик-водитель размещается впереди, слева от моторно-трансмиссионного отделения, имеет люк в крыше корпуса с открываемой вправо-вверх крышкой. Остальные члены экипажа размещены в башне: справа от пушки наводчик и позади него командир, слева - заряжающий. На командирской башенке выполнен люк с одностворчатой крышкой, слева от него находится люк заряжающего с крышкой, открываемой назад.
В башне, изготавливаемой фирмой «Рио Теркеро», установили 105-мм нарезную пушку Rh 105-30 фирмы «Рейнметалл» с вертикальным клиновым затвором, симметрично смонтированными противооткатными устройствами и эжектором, установленным в средней части ствола. Позднее подобная пушка под те же выстрелы начала выпускаться в Аргентине для установки на ТАМ. Пушка может снабжаться теплозащитным кожухом. Заряжание - ручное. Электрогидравлическая система стабилизации в двух плоскостях наведения подобна используемой на «Леопард»-1А4. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости от - 7 до + 18 град. В боекомплект входят унитарные выстрелы со снарядами нескольких типов - бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный, дымовой. Из 50 выстрелов боекомплекта 20 размещены в развитой нише башни и 30 - в корпусе. В единой коробчатой маске с пушкой закреплен спаренный 7,62-мм пулемет бельгийского образца FN MAG, выпускаемый в Аргентине по лицензии. Такой же пулемет в качестве зенитного устанавливается на турели над люком командирской башенки. В левом борту башни имеется лючок для выброса стреляных гильз, а также пополнения боекомплекта. Механизмы поворота башни имеют электрогидравлический и ручной приводы, причем управлять ими может как наводчик, так и командир машины. Командир имеет панорамный перископический прицел TRP-2A (опять же аналогично «Леопарду»-1) с нестабилизированным полем зрения и кратностью увеличения от 6х до 20х, а также 8 смотровых перископических блоков по периметру командирской башенки. Перископический прицел может заменяться ночным ИК усилительного типа. В прицел командира включен оптический дальномер, действующий по принципу совмещения изображений. У наводчика установлены перископический стабилизированный прицел TZF «Цейсс» с кратностью 8х и телескопический прицел. Перископический прибор наблюдения установлен и для заряжающего.
Тактико-технические характеристики БМП VCTP
Боевая масса, т |
27,5 |
Экипаж, чел. |
2 |
Десант, чел. |
10 |
Полная высота, м |
2,45 |
Длина, м |
6,79 |
Ширина, м |
3,28 |
Вооружение: |
|
пушка, калибр, мм |
20 |
пулеметы, количество х калибр, мм |
2x7,62 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
80 |
Запас хода по шоссе по топливу, км |
570 |