Оглавление Следующая

ПОСЛЕДНИЙ «СРЕДНИЙ ТАНК»

Семен Федосеев

Еще с 60-х годов класс «средних» танков считается вымершим - на вооружении многих армий его сменил «основной боевой танк», соединивший достоинства средних и тяжелых. Старые средние танки, конечно, еще продолжали свою службу (характернейший пример - применение Т-34-85 в гражданской войне в Югославии), в ряде стран их путем модернизации доводили и доводят до уровня основных. Однако не всякая страна в силах "поднять" (в прямом и в переносном смысле) основной боевой танк, и потому интерес к средним танкам или к "легким", подтянутым к уровню "среднего", остался. На этом фоне не столь удивительно появление в Аргентине в конце 70-х годов (когда в ведущих странах уже появились основные танки второго поколения) вновь созданного «среднего» танка. Точнее говоря, аргентинский танк ТАМ явил пример «эрзаца» основного боевого танка с учетом условий страны - как географических, так и финансовых.

В настоящее время среди латиноамериканских стран только Аргентина и Бразилия имеют собственное танкостроение. Аргентина - вторая страна Латинской Америки по уровню производства вооружений, хотя ее танковая промышленность имеет более солидный «возраст»: еще в 1944 г. был создан танк «Ноуэл», выпущенный в количестве всего 16 машин. Дальнейшее развитие приостановили в надежде на американские поставки, и американские машины - прежде всего, устаревшие М4 «Шерман» - долго оставались основой танкового парка. Но уже в 60-е годы в рамках правительственной программы «Европа» были возобновлены попытки наладить собственное производство бронетехники. С 1968 г. в Аргентине начали лицензионный выпуск французских легких танков АМХ-13 и основных АМХ-30; производство деталей и узлов постепенно перевели на отечественные предприятия, а сборку вели на заводе судостроительной верфи АСТАРСА. На вооружение поступали также легкие австрийские танки-«истребители» SK-105 «Кирасир».

Не имея собственных средств на разработку новой машины, военное руководство Аргентины прибегло к помощи зарубежных фирм. В середине 1973 г. совместно с западногерманской «Тиссен-Хеншель» (г. Кассель) началась разработка 30-тонного танка ТАМ (Tanque Argentino Mediano - «средний аргентинский танк»). Класс 30 т был выбран исходя из резко пересеченного - в том числе горного -рельефа, плохой дорожной сети и низкой грузоподъемности большинства мостов в странах Южной Америки. Подвижность и огневая мощь танка должны были быть близки танку «Леопард»-1. На одном шасси с ТАМ предполагалось строить его «напарника» - БМП VCI (Vehiclo Combat Infanteria). Таким образом, аргентинцы, выбрав себе для танка сравнительно легкое шасси, оригинальным образом разрешали и проблему равной подвижности и защищенности танков и БМП. «Тиссен-Хеншель» параллельно создавала аналогичную машину ТН-301 (ТАМ-4) в надежде предложить ее и другим странам. Согласно договору, из ФРГ должны были поставляться двигатели, трансмиссии, приборы управления огнем, а все сборочные работы производились бы в Аргентине. Приборы ночного видения могли бы устанавливаться по особому заказу.

PzTAM001.jpg

БМП «Мардер»

Первые три ТАМ и три VCI были собраны в ФРГ в 1976 г., вторая опытная партия - в Аргентине в декабре 1977 г. на новой производственной линии завода «Генерал Сан Мартин». С помощью «Тиссен-Хеншель» в 1974 г. было основано специальное предприятие TAMSE со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе и с заводом в г. Кордова для производства танка и машин на его шасси. На вооружение ТАМ начал поступать в 1979 г.

Тактико-технические характеристики танка ТАМ

Год принятия на вооружение

1979

Боевая масса, т

30,5

Экипаж, чел.

4

Высота по крыше башни, м

2,43

Длина с пушкой вперед, м

8,23

Длина по корпусу, м

6,775

Ширина, м

3,25-3,29

Клиренс, м

0,44

Вооружение: пушка, марка

Rh 105-30

калибр, мм

105

длина ствола в калибрах

52

пулеметы, количество х калибр, мм

2x7,62

Боекомплект

50 выстрелов, 6000 патронов

Двигатель: марка

МВ830 Ка500

Тип

дизельный с турбонаддувом

число цилиндров, охлаждение

6, жидкостное

мощность, л.с.

720 при 2400 об./мин

Трансмиссия

гидромеханическая HSWL-204 "Ренк"

Подвеска

торсионная с гидравлическими амортизаторами

Гусеница

металлическая обрезиненная, с РМШ

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

75

Скорость по пересеченной местности, км/ч

30

Запас хода, км

550-940

Удельное давление, кг/кв.см

0,77

Ширина преодолеваемого рва, м

2,9

Высота стенки, м

0,9

Преодолеваемый подъем, градусов

30

Угол крена, градусов

15-20

Глубина брода, м:

без подготовки 1,0

без ОПВТ

1,4-1,5

с ОПВТ

4,0

ТАМ создан на базе западногерманской БМП «Мардер» - наиболее тяжелой и защищенной из современных серийных БМП - и сохранил схему компоновки с передним расположением моторно-трансмиссионного отделения. За ним расположено боевое отделение с установкой вооружения в башне. Механик-водитель размещается впереди, слева от моторно-трансмиссионного отделения, имеет люк в крыше корпуса с открываемой вправо-вверх крышкой. Остальные члены экипажа размещены в башне: справа от пушки наводчик и позади него командир, слева - заряжающий. На командирской башенке выполнен люк с одностворчатой крышкой, слева от него находится люк заряжающего с крышкой, открываемой назад.

В башне, изготавливаемой фирмой «Рио Теркеро», установили 105-мм нарезную пушку Rh 105-30 фирмы «Рейнметалл» с вертикальным клиновым затвором, симметрично смонтированными противооткатными устройствами и эжектором, установленным в средней части ствола. Позднее подобная пушка под те же выстрелы начала выпускаться в Аргентине для установки на ТАМ. Пушка может снабжаться теплозащитным кожухом. Заряжание - ручное. Электрогидравлическая система стабилизации в двух плоскостях наведения подобна используемой на «Леопард»-1А4. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости от - 7 до + 18 град. В боекомплект входят унитарные выстрелы со снарядами нескольких типов - бронебойный подкалиберный, кумулятивный, бронебойно-фугасный, дымовой. Из 50 выстрелов боекомплекта 20 размещены в развитой нише башни и 30 - в корпусе. В единой коробчатой маске с пушкой закреплен спаренный 7,62-мм пулемет бельгийского образца FN MAG, выпускаемый в Аргентине по лицензии. Такой же пулемет в качестве зенитного устанавливается на турели над люком командирской башенки. В левом борту башни имеется лючок для выброса стреляных гильз, а также пополнения боекомплекта. Механизмы поворота башни имеют электрогидравлический и ручной приводы, причем управлять ими может как наводчик, так и командир машины. Командир имеет панорамный перископический прицел TRP-2A (опять же аналогично «Леопарду»-1) с нестабилизированным полем зрения и кратностью увеличения от 6х до 20х, а также 8 смотровых перископических блоков по периметру командирской башенки. Перископический прицел может заменяться ночным ИК усилительного типа. В прицел командира включен оптический дальномер, действующий по принципу совмещения изображений. У наводчика установлены перископический стабилизированный прицел TZF «Цейсс» с кратностью 8х и телескопический прицел. Перископический прибор наблюдения установлен и для заряжающего.

Тактико-технические характеристики БМП VCTP

Боевая масса, т

27,5

Экипаж, чел.

2

Десант, чел.

10

Полная высота, м

2,45

Длина, м

6,79

Ширина, м

3,28

Вооружение:

пушка, калибр, мм

20

пулеметы, количество х калибр, мм

2x7,62

Максимальная скорость по шоссе, км/ч

80

Запас хода по шоссе по топливу, км

570

Оглавление Следующая