Ростислав Ангельский
В ходе шестого Международного авиационно-космического салона посетителей ждали как плохие, так и хорошие новости.
Начнем с плохих. Во-первых - введение так называемых «дней для специалистов». Выяснилось, что ряды этих счастливцев может пополнить любой желающий, обратившийся в туристическую фирму, знакомую с авиацией лишь как со средством доставки клиентов в дальние края. За билет требовалось выложить свыше 800 рублей - сумму, в наши дни более чем ощутимую как раз для специалистов авиапромышленности, об удобстве которых якобы позаботилось руководство салона.
Во-вторых, экспозиция МАКС заметно поредела. Видимо, не только для посетителей, но и для участников подмосковного салона ситуация меняется к худшему. Бросалось в глаза отсутствие одного из лидеров отечественного ракетостроения - тульского ФГУП КБП. На открытых площадках не было боевых машин зенитных ракетных комплексов С-300В и «Тор», созданных кооперацией предприятий во главе с НПО «Антей». Все еще радовали глаз боевые машины одной из последних модификаций С-300П - «Фаворит», дважды в день демонстрировавшие процесс свертывания и развертывания. Но на пресс-конференции генеральной директор ОАО «НПО «Алмаз» Игорь Айшурбейли заявил, что и головной разработчик С-300П, скорее всего, в последний раз участвует на МАКСе. Он же сообщил и хорошую новость - есть надежда на то, что в ближайшее время наряду с Кипром и Китаем комплекс С-300П закупит еще ряд стран.
Руководство «Алмаза» высказало и свою точку зрения на достаточность выполненного объема испытаний комплекса С-400 «Триумф», проведенных к настоящему времени только с использованием ранее созданных ракет комплекса С-300ПМУ. По мнению Айшурбейли, скорейшее принятие на вооружение нового комплекса в уже отработанной комплектации повысит эффективность зенитных ракетных частей многократно, а не на считанные проценты, как утверждается в распространенном средствами массовой информации заявлении Начальника вооружения Вооруженных Сил РФ генерал-полковника А.М. Московского. Новая же ракета, по оценке руководства «Алмаза», после проведения летных испытаний может быть введена в уже изготовленные и развернутые к тому времени комплексы С-400 с относительно небольшим объемом доработок.
Исходя из целесообразности развертывания производства наиболее современных систем ПВО, видимо для того, чтобы не перебегать дорогу возможным поставкам комплексов С-300П, «Алмаз» предлагает весьма скромную программу модернизации С-125 - «Печора-2А», предусматривающую, в основном, неотложные мероприятия по повышению помехозащищенности. Иной точки зрения придерживается руководство Межгосударственной финансовой группы «Оборонительные системы». Тем не менее, элементы модернизированного комплекса «Печора-2М» хочется отнести к продукции тяжелого машиностроения - артиллерийская часть пусковых установок с рельсовыми направляющими и колоссальными шестернями, полотнища антенн станции наведения, гидравлика. При этом антенный пост дооснащен новым гидравлическим механизмом свертывания-развертывания. В «Печоре-2М» применена новая электроника и автоматика с заменой ламп на полупроводники, аналоговых приборов - на цифровую технику. По уровню мобильности переведенная на самоходные шасси «Печора-2М» приблизилась к зенитным комплексам Сухопутных войск. С переходом на самоходную пусковую установку потребовалось создать и новую транспортно-заряжающую машину с мощным гидравлическим устройством.
Боевые машины комплекса С-300П «Фаворит»