Противокорабельная ракета ЗМ-54Э
Боевая ступень ракеты ЗМ-54Э
Противокорабельная ракета ЗМ-54ТЭ в транспортно-пусковом стакане
Разработаны также модификации без сверхзвуковой боевой ступени - 3М-54ТЭ1 для «Club-N» и 3М-54ТЭ для «Club-S». К достоинствам этих вариантов относятся меньшая длина (6,109 м и 6,2 м), что позволяет разместить 3М-54ТЭ в торпедном аппарате западного производства. Кроме того, эти модификации дешевле и несут более мощную боевую часть (массой 275 кг) на большую дальность - 400 км. Обе консоли крыла складываются в ниши в боковых отсеках назад, в отличие от 3М-54Э, где при наличии твердотопливной боевой ступени из-за жестких габаритных ограничений правая консоль убирается к хвосту, а левая - к носовой части ракеты.
Ракеты 3М-54ТЭ1 и 3М-54ТЭ по техническому облику ближе к противокорабельной модификации американского «Томагавка». Но, как и заокеанский аналог, эти варианты явно уступают 3М-54Э1 и 3М-54Э при решении традиционной для ракетного оружия отечественного флота боевой задачи - действии против кораблей, прикрытых мощной противовоздушной обороной.
В комплексы «Club-S» и «Club-N» входят и противолодочные управляемые ракеты, оснащенные в качестве боевой ступени самонаводящейся противолодочной торпедой МПТ-1УМА калибра 0,324 м. Длина торпеды составляет 3 м, масса - 300 кг, из которых 60 кг приходится на взрывчатое вещество. Ракета 91РЭ1 способна поразить цель на удалении 50 км при пуске с 50 м глубины, но может запускаться и с глубин до 150 м на дальность до 35 км. Мощный двигатель запускается в воде после выхода ракеты из торпедного аппарата. После завершения работы двигателя второй ступени, по достижении заданной дальности на пассивном участке баллистического полета производится поперечная рубка корпуса. Задействуется парашютная система, с использованием которой торпеда извлекается из корпуса ракеты, тормозится и опускается в воду. После погружения торпеда переходит в пологое, почти горизонтальное движение, начинает поиск цели и, обнаружив ее, атакует в режиме самонаведения. При надводном старте потребная энергетика намного меньше из-за отсутствия участка подводного движения с большой силой сопротивления. Поэтому возможность полета ракеты 91РЭТ2 на дальность до 40 км обеспечивается комплектацией ее только стартовым двигателем, что позволяет выполнить ракету в калибре 0,514 вместо 0,533 м, укоротив ее с 7,56 до 6,5 м и облегчив с 2,1 до 1,2 т.
Историю достижений реутовского ФГУП «НПО машиностроения» на МВМС демонстрировал огромный фотомонтаж, представляющий основные разработки фирмы, руководимой В.Н. Челомеем, а с 1986 г. - Г.А. Ефремовым. На нем и в виде моделей впервые показано мощнейшее противокорабельное оружие нашего флота - сверхзвуковые ракеты «Базальт» и «Гранит». В фотомонтаж включена и сверхзвуковая стратегическая крылатая ракета «Метеорит», предназначавшаяся для самолетов Дальней авиации и подводных лодок Разработка этой ракеты в силу ряда обстоятельств прервалась в конце 1980-х гг.
К хорошим новостям можно отнести и успехи, достигнутые «НПО машиностроения» в создании ракеты «Яхонт» и в осуществлении совместной с Индией разработки ракеты «БраМос». «Техника и вооружение» планирует посвятить этой теме отдельную публикацию.
Как в Санкт-Петербурге, так и в Жуковском были представлены натурные габаритно-массовые макеты ракет разработки ОАО «Корпорация «Тактическое оружие» - Х-35, Х-31 и Х-25МПУ - одной их последних ракет семейства Х-25М. На МВМС невдалеке от этой экспозиции демонстрировался стенд московского ФГУП «КБ машиностроения» - разработчика пусковых установок крылатых и противолодочных ракет (не путать с миасским и коломенским КБ подобного наименования). Одна из разработок этой организации, натурная счетверенная пусковая установка КТ-184 для ракет Х-35Э корабельного комплекса «Уран-Э», находилась на открытой площадке. Стоявший у стенки Морского вокзала сторожевик «Пылкий» при модернизации по пр. 11352 был оснащен основаниями для КТ-184 на месте демонтированных бомбометов РБУ-6000, но сами пусковые установки на нем отсутствовали.