В целом, результаты первой серии испытаний сочли успешными, и коллектив Рашкова продолжил проектно-конструкторскую проработку модифицированного варианта ракеты — Р-102М. Но летно-тактические характеристики дозвуковой Р-102 уже не отвечали уровню возможностей авиации вероятного противника, и с 1950 г. работы по Р-102 были свернуты в пользу разработки ракеты Р-112, создававшейся по Постановлению от 14 апреля 1948 г.
Проработки по нескольким вариантам этой ракеты с головкой самонаведения (Р-112А), радиокомандной системой управления с жидкостным (Р-112Б) и прямоточным (Р-112С) двигателями были оформлены в виде эскизного проекта уже в 1949 г. В отличие от Р-102, она была выполнена по схеме «тандем» с практически одинаковыми плоскими ромбовидными поверхностями в носовой и хвостовой части. Стартовая масса была увеличена до 5 т, скорость — до 700 м/с [6].
Еще с 1944 г, задолго до начала освоения немецкой ракетной техники, группа специалистов из ВНИИ автоматики Всесоюзного научно-исследовательского технического общества во главе с Георгием Николаевичем Бабакиным вела проектирование ракеты, получившей затем обозначение Р-117. Бабакина и его коллег с декабря 1949 г. перевели в НИИ-88, где из них сформировали новый отдел, получивший № 8 по наследству от расформированного подразделения Уманского. Было признано целесообразным в части конструкции ориентироваться на результаты проработок отдела Рашкова, но при этом использовать разрабатывавшуюся более квалифицированными прибористами Бабакина аппаратуру, ранее предназначавшуюся для Р-117. Объединенная разработка сохранила обозначение Р-112 [6].
Однако с учетом вполне успешного хода работ по лавочкинской ракете тема Р-112 утратила актуальность и была прекращена 17 августа 1951 г. по тому же Постановлению, что и Р-101. Бабакин с частью сотрудников перешел на фирму Лавочкина.
Помимо управляемых, в НИИ-88 разрабатывались и неуправляемые зенитные ракеты. В отделе № 6 под руководством Павла Ивановича Костина велись работы по воссозданию немецкой ракеты «Тайфун» под наименованием Р-103, а также по разработке более мощного отечественного аналога — Р-110.
Опытный специалист в области классической артиллерии, Костин в конце 1945 - начале 1946 г. был назначен главным конструктором НИИ-88 с основной задачей — освоение «Фау-2». Однако спустя несколько месяцев предпочтение было отдано кандидатуре Королева. Многолетний, с начала тридцатых годов, опыт практического ракетостроения перевесил довольно типичные для интеллигенции первой половины века тюремно-лагерные изъяны биографии Сергея Павловича. Костину поручили освоение неуправляемого зенитного реактивного снаряда, предназначенного для пуска из многоствольных (40...50 направляющих) пусковых установок.
По сравнению с немецким прототипом при сохранении калибра 100 мм масса Р-103 была увеличена с 19,77 до 24,2 кг, длина — с 1,93 до 2,065 м, а размах стабилизаторов — с 200 до 220 мм. При массе боевой части 1,05 кг против 1,25 кг у «Тайфуна» дальность должна была увеличиться в полтора раза, достигнув 15 км.
Неуправляемая ЗУР "Тайфун" с ЖРД 1 - бак горючего, 2 - бак окислителя, 3 - пороховой аккумулятор, 4 - боевой заряд.
Испытания Р-103 проводились также на полигоне Капустин Яр, где в начале 1949 г. и в первом квартале 1950 г. были проведены две серии пусков, в каждой из которых произведен отстрел примерно двух сотен ракет. При общих положительных результатах было признано целесообразным дальнейшие работы вести применительно к уже подготовленным испытаниям более крупных ракет с мощными боевыми частями. При этом учитывалась и необходимость исключения ущерба от ракет, не поразивших цели. В отличие от зенитных снарядов, подрываемых дистанционными взрывателями с разрушением на небольшие и, следовательно, относительно безвредные осколки, в состав немецкой неуправляемой ракеты входил прочный и тяжелый двигатель, практически не разрушаемый при срабатывании ее боевой части. Поэтому новые ракеты должны были оснащаться более сложными системами самоликвидации либо парашютными устройствами [6].
Первые испытания отвечающего этим новым требованиям неуправляемого реактивного снаряда Р-110 «Чирок» были проведены летом 1950 г. Калибр ракеты был увеличен до 122 мм, длина — до 2,57 м, а масса — до 47 кг, включая боевую часть массой 2 кг. С учетом неприемлемо больших разбросов по высоте, потребовалось провести ряд доработок. С 1952 г. работы по ракете «Чирок» велись уже под руководством главного конструктора Доминика Доминиковича Севрука во вновь организованном ОКБ-3 НИИ-88, специализировавшемся на жидкостных ракетных двигателях и на оснащенных ими неуправляемых ракетах. Костин продолжил работу в составе ОКБ-3.
Работы велись до 1957 г. и были прекращены в связи с их бесперспективностью после принятия на вооружение зенитных управляемых ракет. Накопленный научно-технический задел был использован коллективом Севрука при разработке реактивной системы залпового огня «Ворон» с жидкостными ракетами ЗР7, предназначенными для поражения наземных целей.
![]() ![]() |
![]() |
Ракета Р-102 |
Ракета Р-112 |
Аналогичные работы по твердотопливной неуправляемой зенитной ракете «Стриж» проводились в первой половине пятидесятых годов и коллективом отдела Александра Давидовича Надирадзе в КБ-2 (с 1951 г. — ГС НИИ-642) Министерства сельскохозяйственного машиностроения. Испытания прошли в целом успешно, но неуправляемым ракетам уже не было места в системе вооружения противовоздушной обороны. Работы в направлении создания на базе ракеты «Стриж» реактивной системы залпового огня для действия по наземным целям ограничились проектно-конструкторскими проработками.
Таким образом, в отличие от баллистической тематики, в области управляемого зенитного оружия попытки прямого воспроизводства немецких зенитных ракет и создания на их базе усовершенствованных образцов не получили успешного завершении. Важнейшим их итогом стало накопление опыта и подготовка кадров ракетчиков, в дальнейшем принявших участие в создании первой отечественной зенитной ракетой системы «Беркут".