Предыдущая Оглавление Следующая

Немало проблем было связано с обеспечением старта ракеты непосредственно из контейнера.

На ранних стадиях для С-300П было предложено использовать ТПК с глухим дном, из которых ракеты должны были стартовать на собственном двигателе. Однако «ахиллесовой пятой» этого варианта старта являлась возможность взрыва запускаемого двигателя в ТПК, что могло привести к трагическим последствиям, особенно тяжелым в корабельных условиях. В результате после нескольких десятков испытаний, проведенных по этой схеме, в августе 1972 г. от нее решили отказаться.

Отрабатывался также вариант минометного старта, заключавшийся в выбросе ракеты из ТПК с помощью порохового аккумулятора давления (ПАД). При этом запуск маршевого двигателя ракеты должен был производиться на высоте 5-10 м над верхним срезом контейнера. В этом варианте также должен был использоваться ТПК с глухим дном, дополнительно оснащенный поршнем-обтюратором, который перемещался под давлением продуктов сгорания ПАД, выбрасывая ракету.

Применительно к корабельным условиям размещения ЗРК для ракеты был разработан ТПК специальной конструкции, в котором с целью исключения повреждения палубных надстроек обтюратор тормозился в верхней части контейнера. Однако подобный ТПК получился слишком сложным и дорогим в изготовлении. К тому же, после подобного «минометного» старта из ТПК выходил столб дыма, поднимавшийся до высоты 40-50 м, что демаскировало место расположения пусковой установки.

В конечном счете для комплексов С-300П и С-300Ф к концу 1970-х гг. был отработан способ выброса ракеты из ТПК с помощью катапультного устройства, для работы которого использовались горячие газы, образовывавшиеся при работе порохового аккумулятора давления. Само катапультное устройство представляло собой два цилиндра со штоками-тягами, соединенными под ракетой поддоном.

Введение подобного способа «холодного» старта позволило унифицировать ТПК для использования в войсках ПВО и на кораблях ВМФ. При этом было обеспечено уменьшение нагрузок, действующих на ТПК при старте, отпала необходимость нанесения теплозащитного покрытия, значительно упрощены требования по точности изготовления ТПК. В итоге значительно снизился вес ТПК, улучшилась технологичность и сократилась трудоемкость его изготовления. Кроме того, открылась возможность повторного использования ТПК.

Внедрение катапультного старта позволило уменьшить нагрузки, действующие на пусковую установку при старте ЗУР. Газодинамическое воздействие стало минимальным: двигатель ракеты включался на высоте более 20 м, а относительно небольшая сила отдачи при движении ЗУР в контейнере действовала практически в вертикальном направлении и просто передавалась на поверхность стартовой площадки, не создавая угрозы опрокидывания пусковой установки.

Достигнутая унификация ТПК комплексов С-300П и С-300Ф, а следовательно, и по многим вспомогательным средствам доставки, хранения и обслуживания ракет сулила в дальнейшем значительную экономию средств.

Зенитная управляемая ракета В-500 (заводское обозначение 5В55) во всех своих модификациях была оснащена однорежимным твердотопливным двигателем, с корпусом из высокопрочного алюминиевого сплава. Использование твердого топлива обеспечивало постоянную готовность ракеты к применению и исключало проведение необходимых для системы С-75 операций по заправке ракеты токсичными и агрессивными компонентами жидкого топлива.

Для производства корпусов двигателей ракеты был впервые применен метод обратного прессования. Технология этого процесса была разработана в МКБ «Факел» совместно с коллективом Всесоюзного института легких сплавов (ВИЛС) и позволила изготавливать корпус двигателя за короткий промежуток времени из одной заготовки. Кроме того, эта технология обеспечивала возможность заодно с корпусом сформировать и крылья ракеты, что представлялось весьма ценным до перехода к схеме ракеты «несущий корпус». Используя новую технологию, Куйбышевский механический завод смог обеспечить корпусами двигателей все серийные заводы.

В процессе отработки и при поставке первых серий ракет В-500 маршевый РДТТ был оснащен вкладным твердотопливным зарядом, разработанным под руководством Б.П. Жукова в Люберецком НПО «Союз» (ныне Федеральный центр двойных технологий «Союз»). Несмотря на то, что отработка этого варианта двигателя и совершенствование состава топлива потребовало наряженных усилий разработчиков и заняло продолжительное время, практика показала, что использование схемы вкладного заряда не обеспечило должной надежности и безопасности. Он неоднократно повреждался при транспортировке, что приводило к последующим взрывам при запуске двигателя.

Еще один новаторский шаг при создании 5В55 был сделан в направлении улучшения ее эксплуатационных характеристик. При создании зенитных ракет для предыдущих систем ПВО считалось, что одной из центральных мер обеспечения надежности функционирования ракет будет являться их обязательная регулярная проверка в условиях эксплуатации и предстартовый контроль. Для того чтобы повысить качество и сократить время выполнения этих проверок, значительное внимание было уделено созданию быстродействующей контрольно-испытательной аппаратуры, а также универсальных комплектов контрольно-испытательного оборудования, предназначенного для проверки ракет и их наземного оборудования.

Однако к концу 1960-х гг. взгляды разработчиков зенитных ракетных средств начали претерпевать радикальные изменения. Опыт создания и отработки ракет нового поколения показывал, что достигнутый уровень техники уже позволяет повысить техническую надежность ракет до такой степени, чтобы вообще исключить проведение в войсковых условиях регламентных проверок и предстартового контроля ракет.

Сущность новой концепции, которая в дальнейшем получила название концепции «гарантированного изделия», состояла в том, что новые ракеты после их выпуска с завода вообще не должны подвергаться каким-либо проверкам на складах и в эксплуатации. При этом техническая надежность этих ракет должна быть очень высокой и не должна существенно уменьшаться ни в процессе их транспортировки, хранения и эксплуатации в любых реальных условиях в течение заданного срока службы, ни в полете, когда в течение нескольких десятков секунд ракеты подвергаются шквалу разнонаправленных воздействий.

« Точка зрения Петра Дмитриевича Грушина была выражена им предельно четко: военные должны стрелять, а не заниматься обслуживанием ракет. И это стало самой настоящей революцией в зенитном ракетном вооружении, - вспоминает районный инженер, руководитель военной приемки МКБ «Факел» Рафаил Борисович Ванников. - До этого большое количество личного состава было занято обслуживанием ракет и поддержанием их в боевой готовности. Каждая зенитная ракетная часть имела свои подразделения на технической позиции, специальные базы. Многие военные занимались этим вопросом и в центральном аппарате. Создание же ракет, обладающих свойствами «гарантированной надежности», вело к большому сокращению генералов, полковников и других офицеров. Конечно, не так просто было переломить их сознание, но Грушин с поддержкой Главкомов пробил свою идею».

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz