Предыдущая Оглавление Следующая

T64124.jpg T64125.jpg

Кран КГС-25 не имеет аналогов в своем классе.

Конверсионная продукция, созданная на базе танка Т-64 - гусеничный бульдозер БГ-1.

T64126.jpg T64127.jpg

Универсальная пожарная машина УПГ-92 в работе.

Универсальная пожарная машина УПГ-92.

Усложнение систем танков с появлением в войсках таких машин, как Т-64, Т-72 и Т-80, потребовало и соответствующих ремонтных и обслуживающих машин. В связи с этим в ХКБТМ была разработана бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-64, предназначавшаяся для замены в войсках тягачей БТС-2, БТС-4 и БТС-4А. Надо отметить, что в этой БРЭМ в силовой установке использован танковый двигатель 5ТДФ. Правда, при буксировке неисправных танков двигатель БРЭМ имел свойство перегреваться, но, тем не менее, машина была оснащена всем необходимым для производства ремонта и обслуживания оборудованием.

Для обучения вождению танков типа Т-64 в киевском конструкторско-технологическом центре на базе танка Т-64 был разработан ходовой тренажер вождения ХТВ-64. Эта машина выпускалась 115-м ремонтным заводом в г. Харькове.

В рамках производства конверсионной продукции начиная с 1990 г. конструкторами были созданы самоходный кран КСГ-25 с максимальной грузоподъемностью 25 тс, промышленный бульдозер БГ-1, универсальная пожарная машина УПГ-92 с дальностью доставки огнегасящих реагентов 30-40 м. Машина предназначена для тушения пожаров классов А (твердых веществ), В (жидких веществ), С (газообразных веществ) и электрооборудования под напряжением при ликвидации последствий аварий и катастроф.

Заключение

Мы были первыми в создании танков первого послевоенного поколения, были первыми и в создании танков второго послевоенного поколения, которое открыл Т-64. К сожалению, в настоящее время в силу политических амбиций Украина, где с участием многих регионов СССР создавался знаменитый Т-64, стала отдельным государством. Экономические проблемы, постигшие и Россию и Украину, вынудили сдать свои позиции в мировом танкостроении. Но, будем надеяться, это не навсегда. Настанет время, когда два братских народа общими усилиями докажут миру, кто есть законодатель в мировом танкостроении, и выкатят машину, о какой никто даже и не мечтал.                  

Автор выражает большую благодарность Василию Чобитку и Максиму Саенко за помощь материалами и фотодокументами при создании этой публикации, а также слушателям Общевойсковой академии ВС РФ, участвовавшим в боевых действиях в Приднестровье, администрации музея бронетанковой техники в Кубинке и лично его бывшему начальнику подполковнику запаса Владимиру Нильмайеру. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКИ

1.   125-мм танковые пушки 2А46М и 2А46М-1. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. 2А46М.Т0. - М., Воениздат, 1984 г.

2.  Документальный фильм «...И танки наши быстры!». Студия "Крылья России», 2001.

3.   Интернет: Броне-сайт Чобитка Василия. http://www.armor.kiev.ua.

4.   Интернет: сайт Харьковского конструкторского бюро по машиностроению им. А.А. Морозова. http://morozov.com.ua/rus/index.php

5.   Карпенко А.В. Обозрение отечественной бронетанковой техники (1905 - 1995 гг.). - Санкт-Петербург, Невский бастион, 1996.

6.   Костенко Ю.П. Танки (воспоминания и размышления), часть III. M., 1999.

7.   Кривомаз Н.Т. Пакистанский контракт. Харьков, 2001.

8.   Моисеев В. Танки в Приднестровье. Журнал Танкомастер, № 4/2000, с. 28-35.

9.   Объект 434. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга вторая. - М., Воениздат, 1973 г.

10.   Объект 434. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга вторая. Дополнение. - М., Воениздат, 1979 г.

11.   Объект 447А (437А). Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга вторая. - М., Воениздат. 1985 г.

12.   Саенко М., Чобиток В. Основной танк Т-64. Издательский центр «Экспринт», 2002 г.

13.   Под редакцией Сафонова Б.С. и Мураховского В.И. Современные танки. М., 1995 г.

14.  Танк Т-64А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга первая. - М., Воениздат, 1973 г.

15.  Танк Т-64А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации. Книга первая. Дополнение. - М., Воениздат, 1977 г.

16.   Харьковское конструкторское бюро по машиностроению им. А.А. Морозова. Харьков, рекламное агентство «Ирис». 1998 г.

17.  Холявский Г.Л. Энциклопедия танков. Полная энциклопедия танков мира, 1915-2000 гг. Минск, 2000.

18.  Jane's Armour and Artillery 1994 - 1995 гг.

Предыдущая Оглавление Следующая