Сравнительная площадь силуэта некоторых ОБТ, м.
Условный коэффициент защиты m/V некоторых танков
Танк |
Масса m, т |
Внутренний объем V, м3 |
Коэффициент защиты m/V |
Калибр вооружения, мм |
ИС-3 |
46 |
11,5 |
4 |
122 |
М46 |
44 |
14,6 |
3,01 |
90 |
Pz. V «Пантера» |
45 |
17,2 |
2,62 |
75 |
Т-72 |
41 |
11,8 |
3,47 |
125 |
Ml «Абрамс» |
53,4 |
19,7 |
2,71 |
105 |
«Леопард-2» |
55,2 |
19,4 |
2,85 |
120 |
«Чифтен» Мк 5 |
54,8 |
21,8 |
2,51 |
120 |
АМХ-30 |
36 |
16,55 |
2,18 |
105 |
Вследствие этого величину забронированного внутреннего объема танка можно считать показателем совершенства компоновки танка. Так, например, если допустить примерно равное для современных ОБТ соотношение массы брони и оборудования танка, то отношение массы танка к его объему m/V даст значение условного коэффициента защиты. Например, для танка Т-72 при массе 41 т и внутреннем объеме 11,8 м3 коэффициент защиты равен 3,47; для Ml «Абрамс» при массе 53,4 т и внутреннем объеме 19,7 м3 коэффициент защиты 2,71. Естественно, коэффициент неточен, так как в нем используется масса не брони, а всего танка в целом (иметь данные массы только брони для разных, особенно зарубежных, танков по ряду причин проблематично), поэтому к коэффициенту защиты мной и добавлено определение «условный».
ОСНОВНЫЕ КОНСТРУКТИВНЫЕ ПУТИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ГЛАВНОЙ ЗАДАЧИ КОМПОНОВКИ
1. Выбор наилучшей схемы общей компоновки.
Основными признаками наилучшей схемы общей компоновки являются минимальные неиспользуемые внутренние объемы, кратчайший путь передачи энергии от двигателя к движителям, минимальные объемы газовых и жидкостных трактов.
2. Рациональное соотношение размеров и оптимальная форма корпуса по-разному влияют на массу танка. Учитывая, что послевоенные танки имеют дифференцированную броневую защиту, когда защищающие толщины броневых листов носовой части, бортов и кормы корпуса распределяются в соотношении 2,5:1:0,5, а крыша и днище имеют толщину в среднем до 30 мм, изменение размеров корпуса по-разному влияет на массу танка. Так, уменьшение внутреннего объема корпуса за счет уменьшения на величину Δ длины, ширины и высоты корпуса, находящихся в соотношении 1:3:7, влечет за собой уменьшение его массы, что подтверждается соотношением площадей сечений корпуса танка, приведенных на рисунке.
Таким образом, наименее тяжелым для заданного объема будет низкий и узкий корпус. Однако уменьшение высоты корпуса танка ограничивается рядом факторов, основными из которых являются удобство размещения водителя в носовой части корпуса, высота двигателя и агрегатов в кормовой части корпуса. Ширина корпуса танка определяется шириной корпуса в свету Вс, которая для удобства размещения членов экипажа, башенной опоры необходимого диаметра, мощной силовой установки и остального внутреннего оборудования выбирается максимально ВОЗМОЖНОЙ:
Bc = Bо-2(bг+S + b),
где Во — общая габаритная ширина танка, ограниченная возможностью перевозок по железным дорогам, морским транспортом или погрузки в самолет авиатранспортабельных машин;
bг — ширина гусеницы;
S — зазор между гусеницей и бортом;
b — толщина бортового листа брони.
3. Сокращение численности экипажа.
Члены экипажа на современных танках занимают примерно следующие объемы: командир танка - 0,35 м3, наводчик - 0,5 м3, механик-водитель - 0,8 м3, заряжающий - до 1 м3 при высоте рабочего места 1,6-1,7 м. Автоматизация процесса заряжания оружия позволяет исключить из состава экипажа заряжающего и снять ограничение на сокращение высоты боевого отделения.
4. Выбор компактного и малогабаритного вооружения, двигателя, агрегатов, механизмов, приборов и аппаратуры танка.
В современном танкостроении широко применяются танковые пушки с малым радиусом обметания, коротким откатом и компактной казенной частью.
Топливные баки сложной пространственной конфигурации позволяют в максимальной степени сократить неиспользуемые объемы.
В значительной мере сокращение занимаемого объема могут обеспечить:
- создание единых силовых блоков, объединяющих двигатель и основные агрегаты трансмиссии;
- использование эжекционных систем охлаждения двигателя;
- переход от механических приводов управления к гидравлическим и электрическим;
- использование в системах подрессоривания пневматических рессор, объединяющих в себе функции упругого элемента и амортизатора.
Схематичные сечения корпуса плоскостями: а - поперечной вертикальной; б - продольной вертикальной; в - горизонтальной.