Предыдущая Оглавление Следующая

ЧТО СИЛЬНЕЕ: ВОЗДУШНО-НАЗЕМНОЕ НАСТУПЛЕНИЕ ИЛИ НАЗЕМНО-ПОДЗЕМНАЯ ОБОРОНА?

(Из опыта войны в Корее)

Война в Корее начиналась неординарно. Анализ опыта Второй мировой войны привел высшее американское командование к выводу, что в будущих войнах все будет решать авиация. Поэтому стали разрабатываться различные теории, основу которых составляла идея преобладания воздушного компонента над всеми остальными. Другие виды вооруженных сил, как это часто бывает, ушли на второй план.

Поэтому с самого начала войны в Корее американское командование стремилось решить ее исход, преимущественно, за счет авиации. Сама война им рассматривалась как некая «полицейская операция». Однако уже к концу 1950 г. реалии заставили американский генералитет пересмотреть свои взгляды. Как бы ни была сильна авиация, но одна она выиграть войну не в состоянии. Пришлось привлечь к ведению боевых действий на сложном театре военных действий не совсем подготовленную к этому 8-ю полевую армию и военно-морские силы.

Тем не менее, авиация продолжала играть весьма важную роль в огневом поражении противника. Число самолетов постоянно увеличивалось. Так, если к 1 января 1951 г. авиация американцев и их союзников насчитывала 1800 самолетов, то через год - 2124. Интенсивность ее действий в 1950-1952 гг. была довольно высока, и иногда достигала 1200 - 1500 самолето-вылетов в сутки. Из них на долю боевой авиации приходилось 70% общего числа самолето-вылетов. Распределение по родам авиации выглядело следующим образом: истребительная - 75%, среднебомбардировочная - 11%, тяжелобомбардировочная - 4%, разведывательная - 10%. Наибольшую опасность обороняющимся войскам представляли бомбардировщики. Ими только за период с 25 июня 1950 г. по 1 января 1952 г. было сброшено: 154 208 тонн авиабомб, 52 149 332 л зажигательной жидкости напалм. Кроме того, американское командование придавало большое значение тактической авиации, действиями которой оно стремилось компенсировать невысокую боеготовность своих и южнокорейских сухопутных войск. Для поддержки пехотной дивизии, наступавшей на фронте шириной 10-15 км, в отдельные периоды войны производилось в среднем около 200 самолето-вылетов в день. Все больше для поддержки сухопутных войск применялись реактивные самолеты тактической авиации. Помимо нанесения ударов по войскам, занимавшим оборону в хорошо оборудованных в инженерном отношении районах, тактическая авиация выполняла задачи по изоляции районов боевых действий путем нанесения систематических ударов в дневное и ночное время по железнодорожным линиям и узлам, сортировочным станциям, туннелям, мостам, шоссейным дорогам и портовым сооружениям.

Массированное применение авиации не уберегло американцев и их союзников (Великобританию, Австралию, Грецию, ЮАР, Канаду, Южная Корею) от довольно больших потерь, которые только к 10 января 1952 г. составили 1543 самолета (из них сбито в воздушных боях - 608 самолетов, огнем зенитной артиллерии и ружейно-пулеметным огнем - 935). К концу войны потери США составили около 2000 самолетов ВВС, более 1200 самолетов авиации ВМС и корпуса морской пехоты, несколько сот самолетов авиации сухопутных войск. Ведение воздушной войны обошлось США примерно в 4 млрд. долларов, что составило около 20% расходов на сухопутные войска в Корее.

Для борьбы с северокорейскими солдатами и китайскими добровольцами, засевшими в подземных сооружениях, американцы использовали различные бомбы. Среди них: зажигательные бомбы, начиненные белым фосфором, термитом, а также горючими маслами и едкими жидкостями. Наиболее широко использовался напалм, представлявший собой студенистую массу, полученную путем растворения порошкообразной смеси из алюминиевой соли и различных кислот (нафтеновой, олеиновой, кокосово-пальмовой и др.) в бензине из расчета 4-8% смеси на 92-96% бензина. Применялись, в основном, четыре типа напалмовых авиабомб: 45-кг (100-фн.) марки AN-M47, AN-M47-A2, AN-M47-A4, 6-фн. (около 3 кг) - MN-M69. Кроме того, американцы наполняли зажигательной смесью каплеобразный корпус емкостью 416 или 624 л (рис. 1). Такие бомбы при сбрасывании с минимальной высоты покрывали площадь до 2 000 кв. м. Другим средством поражения личного состава, укрывшегося в туннелях, а также мостов, были парашютные фугасные бомбы (рис. 1а). Американцы применяли три основных вида парашютных бомб: 230, 115, 45 кг. Но большего эффекта добивались от применения наиболее тяжелых из них - 230 кг.

В целях более эффективной борьбы с подземными сооружениями противника, большими туннелями в декабре 1950 г. американцы стали применять радиоуправляемые бомбы «Тарзон» весом 3400 кг. Однако этот опыт был неудачен.

Помимо нанесения ударов по войскам, укрывшимся в подземных сооружениях, галереях, американская авиация вела активную борьбу с наземными и подземными объектами, представлявшими большую ценность для поддержания боевого потенциала КНДР. К их числу относилась сеть гидроэлектростанций. Сначала система электроснабжения северокорейцев не входила в 18 стратегических целей, намеченных американцами для поражения. Одной из главных причин сохранения системы электроснабжения были перспективы ее использования в послевоенное время новым проамериканским руководством страны. Высокая стоимость восстановления гидроэлектростанций оставляла их вне ударов авиации. Однако в 1952 г. в американских разведсводках стали появляться данные, что северокорейцы производят военную продукцию на подземных заводах (рис. 2), которые трудно обнаружить и разрушить с воздуха. Тогда было принято решение о выводе из строя системы их электроснабжения путем разрушения источников энергии - гидроэлектростанций.

UndgW061.jpg UndgW062.jpg UndgW063.jpg

Рис.1. Р-51 "Мустанг" - один из основных ударных самолетов американцев в Корее

Рис. 1а. Бомбардировка моста с помощью парашютных бомб

Рис. 2. Подземный завод по производству минометов.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz