Предыдущая Оглавление Следующая

23 декабря 1936 г. ОВЗ вошел в состав центрального аппарата Наркомата обороны СССР. В декабре 1938 г. Нарком обороны утвердил новое положение об ОВЗ, в котором было сказано, что Отдел является центральным органом НКО СССР, ведающим всеми вопросами импорта для Наркомата. Он обязан был снабжать РККА информационными материалами по заграничной военной технике. Согласно положению, в пределах предоставленных ОВЗ Наркомвнешторгом СССР прав всесоюзных импортных объединений Отдел на монопольных началах осуществлял операции по импорту в Советский Союз из-за границы всех видов вооружения, разного военно-технического имущества, предметов военного назначения и применения. В этой деятельности он был подотчетен НКВТ страны.

Во главе ОВЗ по-прежнему стоял начальник отдела, он же Уполномоченный НКО при НКВТ СССР.

Во второй половине 1930-х гг. продолжались рост объема операций и усложнение взаимоотношений с заинтересованными зарубежными странами и организациями. В 1937 г., например, из девяти стран, в которых были размещены советские военные заказы, на первое место вышли США (общий объем около 35 млн. рублей: самолеты, морские суда, двигатели, авиационные приборы и оборудование, отдельные системы вооружения, автомобили, аккумуляторные батареи, прожекторы, радиоаппаратура, корабельное и судовое оборудование и т.д.).

30 июля 1939 г. Постановлением СНК СССР на базе ОВЗ НКО было организовано Всесоюзное инженерно-техническое импортное объединение (ВИТИО), перед которым встала задача импорта вооружения и военной техники для нужд Наркоматов обороны и ВМФ СССР. 5 января 1939 г., согласно решению Комитета обороны при Совнаркоме СССР, ВИТИО передается из Наркомата обороны в Наркомвнешторг под названием Спецотдел НКВТ. В этом документе он был назван Инженерным отделом, и такое название закрепилось за его последующими модификациями.

Задачи и масштабы деятельности Инженерного отдела (ИО) НКВТ увеличились с сентября 1940 г., когда ему были переданы функции Мотоконторы Всесоюзного объединения «Техноэкспорт», осуществлявшего экспорт ВВТ в страны Азии. В целом военным экспортом в иностранные государства на первых этапах становления Советской России ведало Главное военно-инженерное управление РККА, а с 1936 г. - специально созданное подразделение в Наркомате обороны СССР. В функции последнего входило и командирование личного состава в зарубежные страны. В 1920-1940-е гг. СССР, к примеру, поставлял отечественную технику и вооружение в Турцию, Афганистан, Иран, Китай, Монголию, Польшу, Испанию. Туда же командировались и советские советники и специалисты.

Военно-техническое сотрудничество с Германией

16 апреля 1922 г. во время Генуэзской конференции в итальянском городе Раппало советская и германская делегации подписали межгосударственное соглашение, в соответствии с которым между Россией и Германией были восстановлены дипломатические отношения. Подписанию соглашения предшествовали продолжительные секретные переговоры, начатые еще в мае 1921 г. Л. Красиным и высокопоставленными германскими генералами. Темой переговоров было укрепление российской военной промышленности с помощью Германии. Большевикам для создания современной армии требовались техническое содействие и финансовая помощь. Советское правительство рассчитывало заложить с помощью немецких субсидий и специалистов основы авиационной, танковой, современной судостроительной и других отраслей военной промышленности, подготовить собственных специалистов.

Германия преследовала свои интересы. Россия не являлась участником Версальского договора и не была заинтересована в его поддержании. Огромные природные богатства России и возможность развертывания полигонов давали идеальные возможности как для создания новых образцов вооружений, запрещенных в Германии версальскими ограничениями (и прежде всего таких «новинок» Первой мировой, как танки, боевая авиация и военная химия), так и для подготовки контингента для рейхсвера.

11 августа 1922 г. были подписаны секретные соглашения и началось сотрудничество с Веймарской Германией (для любителей дальних политических выводов отметим, что ВТС устанавливалось с Веймарской Германией, т.е. с буржуазно-демократической республикой). Собственно говоря, контакты не начинались, а возобновлялись. Царская Россия и кайзеровская Германия имели тесные военные связи. Альфред Крупп стал «пушечным королем» благодаря русским заказам, поставки стрелкового оружия русской армии поддержали завод «Людвиг Леве» и сменивший его концерн DWM. Теперь две страны, оказавшиеся в фактической изоляции после Первой мировой войны и гражданской войны в России, не могли не договориться.

VTstr010.jpg VTstr011.jpg VTstr012.jpg

Самолет ЮГ-1 «Красный медведь», принимавший участие в поисках пропавшей в Арктике экспедиции У. Нобиле.

Широкое распространение в СССР получил пассажирский Ju 13.

Транспортный Юнкерс W33 в Советском Союзе получил обозначение ПС-4.

В начале 1921 г. в министерстве рейхсвера появилась «особая группа Р», а в декабре 1923 г. при посольстве в Москве было открыто представительство рейхсвера, известное как «Московский центр» или «Центр Москва».

Вот некоторые проблемы, которые рассматривались обеими сторонами, и принятые решения по которым проводились в жизнь оперативно и с немецкой скрупулезностью:
- о реконструкции завода подводных лодок в г. Николаеве концерном «Блом унд Фосс»;
- о создании в России самолетостроительных заводов фирм «Юнкерс» и «Фоккер»;
-  о направлении на работу в советские конструкторские бюро (самолетостроительные, машиностроительные, артиллерийские, боеприпасов, танковые) немецких специалистов.

Начало было вполне традиционным - заказы германским фирмам и предоставление концессий. Ведало этим «ГЕФУ» - «Общество по развитию промышленных предприятий».

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz