![]() |
![]() |
Американский легкий танк М3А1 в СССР получил обозначение М3л. |
В конце воины для испытании на полигон в Кубинке поступили легкие танки М5А1. |
![]() |
![]() |
Американский средний танк М3А3 (в СССР именовался М3с.) |
В Кубинке также проходил испытания средний танк М4А4 «Шерман». |
В Фербенксе на Аляске в августе-сентябре 1942 г. была создана советская авиабаза, занимавшаяся приемкой от американцев, подготовкой и отправкой в СССР боевых самолетов по ставшей впоследствии знаменитой Красноярской, или «Северной», воздушной трассе «АЛСИБ» (Аляска - Камчатка - Сибирь -Урал - фронт), по которой самолеты перегонялись эстафетным методом.
В Великобритании поставками вооружения, военной техники и морского оборудования занималось Инженерное управление торгпредства СССР, в Канаде - аппарат советника по торговым делам Посольства СССР.
В целях организации транзита в Советский Союз американской и британской техники и вооружения, доставляемых союзниками из США и Великобритании южным маршрутом, в Иране в январе 1942 г. была создана особая сеть советских организаций. Помимо Посольства СССР и Торгпредства функционировали всесоюзные объединения «Ирансовнефть», «Ирансовтранс», а также аппарат уполномоченного НКВТ, курировавший основные ирано-иракские порты и базы, куда прибывали грузы по ленд-лизу. Безопасность маршрутов обеспечивали находившиеся в Иране британские и советские войска, введенные в эту страну еще в августе 1941 г. На границе советской зоны (северная часть Ирана) были организованы транзитные пункты для приема и дальнейшей переправки грузов. Перевозки ленд-лизовских грузов железнодорожным и автомобильным транспортом по северной зоне Ирана в годы войны осуществляло Советское Транспортное управление (СТУ).
В Иране была налажена и сборка техники из привозившихся сборочных комплектов с последующей перегонкой «своим ходом». Так, на трех заводах собирались пришедшие морем автомобили, которые потом в порту загружались вооружением, техникой, продовольствием, материалами и шли к границе с СССР (в 1943 г. ежемесячно перегонялось в среднем около 5 тысяч автомобилей). Самолеты, прибывавшие в г. Абадан на берегу Персидского залива, собирались с участием представителей Наркомата авиационной промышленности, затем перегонялись на Кавказ («Южная трасса»). По «Южной трассе» был перегнан 31% поставленных зарубежных самолетов (автомобилей через Иран прошло до 50% из всех поставленных), по «Северной» - 43% самолетов.
Непосредственно в Советском Союзе действовал аппарат уполномоченных ИУ НКВТ СССР по портам: в Мурманске, Архангельске (через эти два порта шла основная масса поставок морскими конвоями), Северодвинске (тогда Молотовске), Петропавловске-Камчатском, Магадане, Николаевске-на-Амуре, Хабаровске, Находке, Владивостоке, Баку и Одессе. В их задачи входили организация приема поступавших грузов и их транспортировка заказчикам. По оценкам ряда историков, через Иран прошла примерно четверть всех грузов (23,8%), еще около четверти (22,7%) - северными конвоями, а 47,1% - через Дальний Восток.
В период войны ИУ коммерческой деятельностью, по существу, не занималось, за исключением разовых закупок в США за наличный расчет и в счет кредита. Вся работа по поставкам в СССР проводилась в счет ленд-лиза из США, в порядке военной помощи из Великобритании и Канады.
В стоимостном выражении общий объем поставок по ленд-лизу из США составил 9,8 млрд. долларов США. Это составляло около 4% от производства советской промышленной продукции и было в три раза меньше, чем помощь США Великобритании, но вклад ленд-лиза в победу СССР над нацистской Германией нельзя недооценивать. Поставленная по ленд-лизу техника по отдельным видам составляла весьма значительный процент. В частности, по автомобилям - около 70%, по танкам - 12%, по бронетранспортерам и зенитным самоходным установкам - практически 100 %, по самолетам -10% (в различные периоды войны - от 6,2 до 17,4%), в том числе морской авиации - 29%.