Предыдущая Оглавление Следующая

VtsVt003.jpg

Заместитель начальника ГТУ генерал-майор Ю.П. Прищепо на заводе основного производства боеприпасов, стрелкового оружия (производство РПГ-2, РПГ-4, РПГ-7 и выстрелов к ним, артиллерийских и инженерных мин, артиллерийских выстрелов, автомата АК и др.) СРВ, начало 1980-х гг.

Посетив около 30 заводов, в том числе бывших американских на территории Южного Вьетнама и ставших, безусловно, собственностью ВНА, мы вернулись в Ханой для завершения работы.

Здесь и с вьетнамской стороны к работе подключились сотрудники вьетнамского ГТУ во главе с его начальником генерал-майором Ле Ван Чи, а также заместителем министра машиностроения Нгуен Зуй Тхань.

Вернемся к лицензиям и технологиям. ГТУ в свое время, т.е. в то время, когда оно существовало, являлось самым серьезным и грамотным органом правительства по передаче лицензий на производство вооружений и военной техники. Тогда это носило конфиденциальный характер, но как можно было скрыть, когда половина Индии знала о производстве наших МиГов на десятке своих заводов. А сколько еще заводов было задействовано в выпуске по переданным через ГТУ лицензиям наших танков и боеприпасов. Мы еще до сих пор пьем индийский чай (за эти лицензии) и вспоминаем переговорные баталии, сопровождавшие процессы передачи лицензий, договоренности о стоимости лицензий и о роялти за производство. В ГТУ около половины личного состава и руководителей было вовлечено в эти запутанные «рыночными механизмами» отношения. Но справлялись, и даже успешно. Конечно, с нами рядом, а может быть, и сверху были талантливые руководители советской промышленности — министр (тогда) авиационной промышленности И.С. Силаев, замминистров радиопромышленности Коблов, судостроения И.С. Белоусова, оборонной промышленности Ю.Д. Маслюков и М.А. Захаров, машиностроения Г.Н. Абоимов, Генеральный конструктор и директор ЦАГИ В.М. Мясищев, главный конструктор МиГов М.Р. Вальденберг и др.

ГТУ везло потому, что от каждого из них оно почерпнуло много полезного и интересного. Опять же простите маленькую нескромность, но эти великие люди нашей промышленности выходили (и вышли-таки) на мировую арену через лицензии. Когда Ю.Д. Маслюков впервые возглавил делегацию на переговорах с индусами о передаче лицензии на танки, он поначалу немного скромничал и говорил мне (конечно же, в шутку, что я понял несколько позднее): «Вы все знаете по протоколу, вы ведите переговоры, а я буду сидеть рядом и надувать щеки, изображая главу делегации». Но потом он «уложил» всех индийских умников на их заводах, где по каждому станку рассказывал им все детали, производительность и технологии использования. А станки-то были не советские, а собранные из передовых стран Европы и из Америки. А В.М. Мясищев, скромнейший человек, спрашивал меня, надевать ли ему звезду Героя Социалистического Труда на прием к Президенту Индии. А на одних из технических переговоров, где мне пришлось выполнять роль переводчика (хватило же у меня нахальства) и я явно заплывал с авиационной терминологией, он с сочувствием и очень нежно спросил меня, может ли он мне помочь, а потом на великолепном английском тихим голосом провел весь разговор, и я только успевал записывать (на русском) предложения для рабочего протокола. Рекомендую тем, кто еще работает в сфере международных отношений, изучать до переговоров не только все о составе иностранной делегации, но и своих партнеров.

Предыдущая Оглавление Следующая