Семён Федосеев
История создания
Великобритания приняла на вооружение боевую машину пехоты сравнительно поздно, сразу начав со второго поколения. При том, что прообразы такой машины создавались именно в этой стране. Можно начать, например, со свидетельства Юлия Цезаря о применении древними британцами боевых колесниц в I веке до н.э.: «Сначала их гонят кругом по всем направлениям и стреляют... Пробравшись в промежутки между эскадронами, британцы соскакивают с колесниц и сражаются пешими. Тем временем возницы мало-помалу выходят из линии боя и ставят колесницы так, чтобы бойцы... могли легко отступить к своим. Таким образом... достигается подвижность конницы в соединении с устойчивостью пехоты». Конечно, это еще очень отдаленный прообраз тактики «механизированной пехоты», да и к древним британцам нынешние имеют весьма отдаленное отношение.
БТР FV432 «Троуджен» на марше
Но первые зачатки механизации пехоты также появились в британской армии — став пионером боевого применения танков, она первой же столкнулась и с проблемой согласования движения и огня пехоты и танков в бою. Появилась идея вооруженных «десантных танков», дающих пехотным подразделениям защиту и подвижность, равную танкам. Первые такие машины появились в 1918 г. в виде танков Мк V*, способных кроме обычного экипажа и вооружения (два 57-мм орудия и 4 пулемета) перевозить 20-24 пехотинца. Теоретически эти «троянские кони Танкового корпуса» должны были доставлять пехоту или пулеметные расчеты через позиции противника к последнему объекту атаки, здесь высаживать их и оказывать им огневую поддержку. Однако попытка такого применения Мк V* 8 августа 1918 г. под Амьеном закончилась неудачно — танки доставили команды «Виккерс» и «Льюис» к атакуемому рубежу, но солдаты в танке угорали, да и тряска вымотала их настолько, что понадобилось время для отдыха.
В межвоенный период внимание многих армий привлекла идея бронетранспортера (БТР) для доставки пехоты к полю боя и снабжения механизированных частей. В Великобритании были созданы опытные БТР (активным сторонником моторизации пехоты здесь был, в частности, Б. Лидел Гарт), но на вооружение поступили легкие открытые гусеничные БТР типа «Брен-Кэрриер» и «Юниверсал-Кэрриер», созданные в развитие танкетки. Они обладали неплохой проходимостью, но ограниченной вместимостью и защищенностью и служили носителями пехотного оружия.
После Второй мировой войны британская армия некоторое время продолжала использовать легкие БТР «Юниверсал» Т.16 и «Оксфорд». В 1953 г. появился последний представитель этого семейства — 6-местный «Кембридж». Но эти машины уже никак не отвечали требованиям современной войны, были слабоваты даже для действий в колониях. И в том же 1953 г. фирма «Алвис» начала производство семейства колесных (6x6) бронемашин FV600, в которое вошли БТР FV603 «Сарацин» с пулеметным вооружением и боевая машина FV 601 «Саладин» с 76-мм пушкой в башне. На том же шасси были созданы штабной БТР FV604 (1954 г.), машина управления артиллерийским огнем FV610 (1955 г.), санитарный БТР FV611, самоходная РЛС. До 1972 г. для британской армии и на экспорт было выпущено 1838 машин семейства FV600. С 1956 г. на вооружении состоял также легкий (4x4) БТР на шасси «Хаммер» в качестве грузового и носителя ПТРК «Малкара». Но настоятельно требовались и гусеничные бронемашины.
Один из первых прототипов MCV-80 с двустворчатой кормовой дверью