Предыдущая Оглавление Следующая

Вполне возможен переход на быстросменную «контейнерную» установку вооружения на поворотной платформе с введением в СУО различных программ и автоматической сменой индикации в прицельных приспособлениях - таким образом, боевая машина, подобно самолетам или вертолетам, может вооружаться в зависимости от условий боя. Модульность конструкции позволит легче приспосабливать шасси БМП под носитель того же миномета, например, или специальную машину. Необходимость унификации боевых и специальных машин внутри подразделений очевидна.

Неоднократно высказывалась мысль о замене танков и мотопехоты неким единым родом войск и переходе на соответствующие универсальные машины. Но избежать «специализации» пока еще не удавалось. Часто упоминаемый израильский «Меркава» - это основной боевой танк, хотя и способный пожертвовать частью боекомплекта для перевозки 4-6 пехотинцев (которые не могут вести не только бой, но даже наблюдение из машины) или вывоза раненых бойцов. Большинство специалистов давно сошлись на мысли о БМП танкового уровня защиты на едином шасси - максимально приближенные друг к другу по параметрам машины успешнее составят единый комплекс на современном поле боя. Идея стара (можно сослаться на британский MkV* 1918 г., способный везти 20-25 пехотинцев), но ее успешная реализация требует расчета нового шасси "тяжелого" класса сразу под основной танк и под БМП.

Использование для тяжелых БТР или БМП шасси морально устаревших танков - мера вынужденная и временная, как это можно увидеть на примере израильского «Ахзарит», российского БТР-Т и появившейся в его развитие ДПМ. Высказанные Кравченко справедливые претензии относятся не столько к самой концепции тяжелой полностью закрытой БМП, сколько к происхождению этих машин. Все они появились как способ утилизации шасси оставшихся на ходу танков Т-54/55 без существенной перекомпоновки. Отсюда - малая вместимость обитаемого объема (десант в 5 человек, так что следующую за БТР-Т машину пришлось даже называть «дозорно-патрульной») и сложность с высадкой под огнем противника. Выходящие на крышу МТО задние люки БТР-Т и ДПМ, как и узкий кормовой туннель-лаз «Ахзарита», конечно, малоудобны. Однако БТР «Ахзарит» вполне оправдали себя в Ливане в 1993г., да и сейчас вместе с «Меркавами» не без успеха «утюжат» опорные пункты палестинских террористов. При всей специфичности этого опыта он показал и необходимость, и возможность создания БМП с танковым уровнем защиты. Здесь снова приходится вспомнить о модульной схеме компоновки, позволяющей проще удовлетворить требованиям и к танку, и к БМП без ущерба для качеств каждого из них. Отметим усиление на БТР-Т и ДПМ бронирования базового шасси панелями со встроенной ДЗ, бортовыми экранами, укладками ЗИП, а также совершенствование противоминной защиты (опыт Т-55М).

Вопрос о возможности преодоления водных преград с минимальным временем подготовки для тяжелых машин весьма сложен. Если для израильских «Меркава» и «Ахзарит» он не важен (в пустыне нет ни рек, ни мостов), то для России и Европы становится существенным. Предлагаемый Кравченко вариант с жесткими поплавками отсылает нас снова к старому опыту: при кажущейся простоте он требует машин для подвоза боевому подразделению поплавков и средств крепления - сокращение времени по сравнению с самоходным паромным парком будет невелико. Мягкие надувные понтоны слишком уязвимы даже для острых камней на берегу. Сочетание складного кожуха (как в комплекте плавучести шведского основного танка STRV-103) с быстродействующими средствами герметизации может решить проблему. Возможность стрельбы на плаву вряд ли существенна. В БТР-Т сохранена способность преодоления водных преград по дну с помощью ОПВТ - тоже путь.

Тяжелым машинам свойственны и другие недостатки - прежде всего, низкая оперативная подвижность. Переброска подразделений с такими машинами на большие расстояния возможна в основном железнодорожным и морским транспортом, для переброски по воздуху требуются тяжелые транспортные самолеты и соответствующие взлетно-посадочные полосы. При движении по дорогам возникают проблемы грузоподъемности мостов, подбора большегрузных автопоездов, а при движении своим ходом - порчи дорожного покрытия. Поэтому легкие, авиатранспортабельные и плавающие (хотя бы с короткой подготовкой) БМП сохранят свое значение для сил быстрого реагирования, участия в рейдах, десантах, когда высокая оперативная и тактическая подвижность играет большую роль, нежели бронезащита. Хотя требования по минимально необходимой защите ужесточаются и здесь: необходимо защитить экипаж и десант от снарядов 20-30-мм пушек в лобовой проекции, бронебойных пуль крупнокалиберных пулеметов со всех направлений, от обычной кумулятивной гранаты гранатомета типа РПГ-7В или РПГ-26, взрыва мины под днищем. Обильное снабжение пеших подразделений «реактивными гранатами» типа РПГ-18 «Муха» или РПГ-26 с эквивалентной бронепробиваемостью 300-500 мм стало одной из характерных черт современных боевых действий. Эти РПГ рассчитаны как раз на поражение легкобронированных машин.

prBMP009.jpg

Кормовой туннель-лаз на израильском БТР «Ахзарит»

Рост значения сил быстрого реагирования и немедленного развертывания делает разработку и совершенствование легких БМП не менее важным, чем тяжелых, рассчитанных на оснащение "основных сил". Причем на едином шасси должно выполняться сразу семейство машин - БМП, БТР, КШМ, ЗСУ, БРЭМ, машина огневой поддержки с тяжелым артиллерийским вооружением (эта легкая машина в данном случае заменит танки). Кстати, столь специфический объект, как БМП-3, как раз являет сочетание машины огневой поддержки и БМП «в одном флаконе». Можно согласиться, что массу и объемы, занимаемые боевым отделением БМП-3 с его строенной установкой вооружения и боеукладками к 100-мм и 30-мм пушкам, лучше было бы использовать для повышения защищенности и вместимости. Зато БМП-3 указывает предел, к которому приближаются легкие БМП - 20 т. Предел не условный - обращаясь к военно-транспортным средствам, мы увидим, что это максимальная грузоподъемность вертолета Ми-26, а также парашютно-десантных систем.

Вооружение, средства маскировки и активной защиты перспективных легких БМП могут быть унифицированы с тяжелыми. Легкие БМП сохраняют установки для оружия десанта, но и здесь их количество сокращается. В самом деле, двое бойцов, стреляющих из бортовых амбразур в течение короткой остановки, пока спешиваются их товарищи, сделают больше, чем все отделение, палящее из тесной машины.

Роль легкой БМП может играть и колесная бронемашина (КБМ) - вопрос о колесном движителе обсуждается с начала развития БМП. Современные КБМ сравнимы по защищенности с легкими БМП, а ряд решений в конструкции движителя приближает их проходимость к танковой. Уязвимость колесного движителя от стрелкового огня по-прежнему выше, чем гусеничного, зато после наезда многоколесной бронемашины (а для транспортно-боевых КБМ оптимальными считают формулы 8x8 или 10x10) на мину и разрушения одного-двух колес сама машина может сохранить подвижность, в то время как гусеничная теряет ее при разрушении одного трака гусеницы.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz