Основные тактико-технические элементы ПЛ проектов 611 и 613 (базовый)
Проект 611 |
Проект 613 (базовый) |
|
Водоизмещение, т: |
||
- надводное |
1831 |
1050 |
- подводное |
2300 |
1350 |
Главные размерения, м: |
||
- длина наибольшая |
90,50 |
76,00 |
- ширина наибольшая |
7,50 |
6,30 |
- максимальная высота |
9,54 |
- |
- осадка наибольшая |
5,10 |
4,55 |
Запас плавучести, % |
28,3 |
27,6 |
ГЭУ |
3 дизеля по 2000 л.с, 2 ГЭД по 1350 л.с, 1 ГЭД на2700л.с, 1 ЭД эк. хода на 140 л.с, аккум. батареи |
2 дизеля по 2000 л.с, 2 ГЭД по 1350 л.с, 2 ГЭД эк. хода по 50 л.с, аккум. батареи |
Количество гребных винтов |
2 трехлопастных, 1 четырехлопастный |
2 |
Максимальная мощность ГЭУ, л.с. |
6000 |
4000 — надв. ход, 2800 — подв. ход |
Скорость, уз.: |
||
- надводного хода макс. |
17,00 |
18,25 |
- подводного хода макс. |
15,00 |
13,10 |
- надводного хода экон. |
- |
10,00 |
- подводного хода экон. |
- |
1,97 |
Дальность плавания, миль: |
||
- надводная (экон. ход) |
- |
8580 |
- под РДП (5уз.) |
- |
5000 |
- подводная (экон. ход) |
- |
353 |
глубина погружения, м: |
||
- максимальная |
200 |
200 |
- рабочая |
170 |
|
Экипаж, чел. |
12 офицеров, 53 матроса и старшины |
52 |
В 1942 г. Управление кораблестроения ВМФ повторно выдало ЦКБ-18 заказ на проектирование дизельной ПЛ среднего водоизмещения по проекту 608 (главный конструктор — В.Н. Перегудов). Однако разработанное еще в 1939 г. тактико-техническое задание (ТТЗ) уже порядком устарело. Поэтому к сентябрю 1943 г. ТТЗ было пересмотрено и уже предусматривало увеличение водоизмещения на 100—110 т при снижении максимальной скорости надводного хода с 20 до 18 узлов. Были также внесены некоторые усовершенствования, основанные на анализе опыта, полученного в ходе военные действий. На основе этого задания конструкторское бюро предложило два эскизных проекта дизель-электрической подводной лодки (проекты 608 и 608-1), которые и представили командованию ВМФ и руководству промышленности в 1944 г.
В июле 1944 г. корабли Балтийского флота потопили в северо-восточной части Финского залива немецкую среднюю ПЛ U-250 типа VIIIC. В том же году ее подняла со дна аварийно-спасательная служба флота. Эта ПЛ обладала близкими к проекту 608-1 тактико-техническими элементами (ТТЭ), в связи с чем нарком ВМФ Н. Кузнецов приказал провести по типу упомянутой немецкой лодки работы по новой субмарине среднего водоизмещения и в 1945 г. представить ее проект. Работы над ПЛ проекта 608 прекратились, а в начале января 1946 г. после ознакомления с материалами по трофейным немецким субмаринам (типы VIIC, XXI, XXIII и др.) Главнокомандующий ВМС СССР утвердил ТТЗ на среднюю дизель-электрическую ПЛ проекта 613.
Вооружение подводных лодок проектов 611 и 613 (базовый)
Проект 611 |
Проект 613 (базовый} |
|
Торпедные аппараты — количество х калибр: |
||
- носовые |
6х533-мм |
4х533-мм |
- кормовые |
4х533-мм |
2х533-мм |
Боезапас, торпед: |
||
- носовые ТА |
6+12 |
4 + 6 |
- кормовые ТА |
4 |
2 |
Боезапас мин (вместо всех торпед) |
32 |
22 |
Артиллерийское вооружение |
1х2 57-мм СМ-24ЗИФ, 1х2 25-мм 2М-8* |
1х2 57-мм СМ-243ИФ, 1х2 25-мм 2М-8 |
* Все артиллерийские орудия были демонтированы на ПЛ данного типа к 1956 г.
С января по апрель 1946 г. ЦКБ-18 по собственной инициативе провело исследовательское проектирование по теме СП-46 — сокращенной проработке возможности выполнения выданных ТТЗ и изыскание оптимальных вариантов ТТЭ первых советских послевоенных ПЛ проектов 611, 612 и 613. В результате конструкторы предложили пересмотреть ранее выданное ТТЗ по проекту 613 в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания ПЛ при одновременном увеличении ее стандартного водоизмещения до 800 т. В августе того же года ЦКБ-18 получило новое задание на эскизный проект 613, в котором в основном были приняты элементы, подготовленные бюро, но с некоторыми дополнениями и изменениями. Главным конструктором проекта первоначально был тот же В.Н. Перегудов, но впоследствии его сменили на этом посту сначала Я.Е. Евграфов, а с 1950 г. — З.А. Дерибин.
Окончательный вариант эскизного проекта был одобрен постановлением Совета Министров СССР от 20 октября 1947 г. Технический же проект ПЛ утвердили постановлением Совета Министров от 15 августа 1948 г. В 1954 г. по решению правительства СССР рабочие чертежи и техническая документация по проекту 613 были переданы КНР для осуществления там постройки таких лодок. Согласно условиям договора, первые три корабля должны были изготавливаться полностью в СССР, а затем в разобранном виде перевозиться в Китай, где их собирали и испытывали. Последующие субмарины предполагалось строить уже в Китае, а Советский Союз поставлял для них корпусную сталь, механизмы, электрооборудование, приборы и вооружение.
В 1948 г. судостроительные заводы №444 (г. Николаев) и «Красное Сормово» (г. Горький, сейчас Нижний Новгород) приступили к подготовке производства для постройки ПЛ проекта 613. И уже 11 апреля 1950 г. на заводе №444 состоялась закладка головной ПЛ С-61, которую спустили на воду 22 июля того же года и 24 мая 1952 г. включили в боевой состав флота. На заводе «Красное Сормово» закладка первой ПЛ, получившей номер С-80, состоялась 13 марта 1950 г. На воду ее спустили 21 октября того же года, а 2 декабря 1951 г. она вошла в боевой состав ВМС СССР. В 1953 г, к строительству ПЛ проекта 613 был подключен ряд других судостроительных заводов.