Предыдущая Оглавление Следующая

Основные тактико-технические элементы ПЛ проектов 611 и 613 (базовый)

Проект 611

Проект 613 (базовый)

Водоизмещение, т:

- надводное

1831

1050

- подводное

2300

1350

Главные размерения, м:

- длина наибольшая

90,50

76,00

- ширина наибольшая

7,50

6,30

- максимальная высота

9,54

-

- осадка наибольшая

5,10

4,55

Запас плавучести, %

28,3

27,6

ГЭУ

3 дизеля по 2000 л.с, 2 ГЭД по 1350 л.с, 1 ГЭД на2700л.с, 1 ЭД эк. хода на 140 л.с, аккум. батареи

2 дизеля по 2000 л.с, 2 ГЭД по 1350 л.с, 2 ГЭД эк. хода по 50 л.с, аккум. батареи

Количество гребных винтов

2 трехлопастных, 1 четырехлопастный

2

Максимальная мощность ГЭУ, л.с.

6000

4000 — надв. ход, 2800 — подв. ход

Скорость, уз.:

- надводного хода макс.

17,00

18,25

- подводного хода макс.

15,00

13,10

- надводного хода экон.

-

10,00

- подводного хода экон.

-

1,97

Дальность плавания, миль:

- надводная (экон. ход)

-

8580

- под РДП (5уз.)

-

5000

- подводная (экон. ход)

-

353

глубина погружения, м:

- максимальная

200

200

- рабочая

170

Экипаж, чел.

12 офицеров, 53 матроса и старшины

52

В 1942 г. Управление кораблестроения ВМФ повторно выдало ЦКБ-18 заказ на проектирование дизельной ПЛ среднего водоизмещения по проекту 608 (главный конструктор — В.Н. Перегудов). Однако разработанное еще в 1939 г. тактико-техническое задание (ТТЗ) уже порядком устарело. Поэтому к сентябрю 1943 г. ТТЗ было пересмотрено и уже предусматривало увеличение водоизмещения на 100—110 т при снижении максимальной скорости надводного хода с 20 до 18 узлов. Были также внесены некоторые усовершенствования, основанные на анализе опыта, полученного в ходе военные действий. На основе этого задания конструкторское бюро предложило два эскизных проекта дизель-электрической подводной лодки (проекты 608 и 608-1), которые и представили командованию ВМФ и руководству промышленности в 1944 г.

В июле 1944 г. корабли Балтийского флота потопили в северо-восточной части Финского залива немецкую среднюю ПЛ U-250 типа VIIIC. В том же году ее подняла со дна аварийно-спасательная служба флота. Эта ПЛ обладала близкими к проекту 608-1 тактико-техническими элементами (ТТЭ), в связи с чем нарком ВМФ Н. Кузнецов приказал провести по типу упомянутой немецкой лодки работы по новой субмарине среднего водоизмещения и в 1945 г. представить ее проект. Работы над ПЛ проекта 608 прекратились, а в начале января 1946 г. после ознакомления с материалами по трофейным немецким субмаринам (типы VIIC, XXI, XXIII и др.) Главнокомандующий ВМС СССР утвердил ТТЗ на среднюю дизель-электрическую ПЛ проекта 613.

Вооружение подводных лодок проектов 611 и 613 (базовый)

Проект 611

Проект 613 (базовый}

Торпедные аппараты — количество х калибр:

- носовые

6х533-мм

4х533-мм

- кормовые

4х533-мм

2х533-мм

Боезапас, торпед:

- носовые ТА

6+12

4 + 6

- кормовые ТА

4

2

Боезапас мин (вместо всех торпед)

32

22

Артиллерийское вооружение

1х2 57-мм СМ-24ЗИФ, 1х2 25-мм 2М-8*

1х2 57-мм СМ-243ИФ, 1х2 25-мм 2М-8

* Все артиллерийские орудия были демонтированы на ПЛ данного типа к 1956 г.

С января по апрель 1946 г. ЦКБ-18 по собственной инициативе провело исследовательское проектирование по теме СП-46 — сокращенной проработке возможности выполнения выданных ТТЗ и изыскание оптимальных вариантов ТТЭ первых советских послевоенных ПЛ проектов 611, 612 и 613. В результате конструкторы предложили пересмотреть ранее выданное ТТЗ по проекту 613 в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания ПЛ при одновременном увеличении ее стандартного водоизмещения до 800 т. В августе того же года ЦКБ-18 получило новое задание на эскизный проект 613, в котором в основном были приняты элементы, подготовленные бюро, но с некоторыми дополнениями и изменениями. Главным конструктором проекта первоначально был тот же В.Н. Перегудов, но впоследствии его сменили на этом посту сначала Я.Е. Евграфов, а с 1950 г. — З.А. Дерибин.

Окончательный вариант эскизного проекта был одобрен постановлением Совета Министров СССР от 20 октября 1947 г. Технический же проект ПЛ утвердили постановлением Совета Министров от 15 августа 1948 г. В 1954 г. по решению правительства СССР рабочие чертежи и техническая документация по проекту 613 были переданы КНР для осуществления там постройки таких лодок. Согласно условиям договора, первые три корабля должны были изготавливаться полностью в СССР, а затем в разобранном виде перевозиться в Китай, где их собирали и испытывали. Последующие субмарины предполагалось строить уже в Китае, а Советский Союз поставлял для них корпусную сталь, механизмы, электрооборудование, приборы и вооружение.

В 1948 г. судостроительные заводы №444 (г. Николаев) и «Красное Сормово» (г. Горький, сейчас Нижний Новгород) приступили к подготовке производства для постройки ПЛ проекта 613. И уже 11 апреля 1950 г. на заводе №444 состоялась закладка головной ПЛ С-61, которую спустили на воду 22 июля того же года и 24 мая 1952 г. включили в боевой состав флота. На заводе «Красное Сормово» закладка первой ПЛ, получившей номер С-80, состоялась 13 марта 1950 г. На воду ее спустили 21 октября того же года, а 2 декабря 1951 г. она вошла в боевой состав ВМС СССР. В 1953 г, к строительству ПЛ проекта 613 был подключен ряд других судостроительных заводов.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz