Предыдущая Оглавление Следующая

Изменяя же ориентацию рабочей плоскости «паруса» относительно Солнца, можно изменять и траекторию движения этого космического аппарата, т.е. управление парусом «солнечным» происходит практически аналогично тому, как происходит управление парусом морским. После же того, как аппарат наберет определенную скорость, его можно вообще развернуть так, чтобы он двигался по направлению к Солнцу, тогда фотоны будут замедлять его полет до тех пор, пока он не войдет в зону тяготения какой-либо планеты (например, так теоретически можно вернуть «солнечный парус» обратно на Землю).

Вообще, надо сказать, среди специалистов, занятых решением проблемы дальних космических полетов, способ межзвездных путешествий с использованием «солнечного паруса» занимает даже одно из первых мест в общем списке (правда, только в теории). Но все же многие согласны с тем, что в случае практической реализации такой способ имеет массу преимуществ перед использованием традиционных ракетных двигателей. Скорости современных ракет с химическим топливом ограничены, но двигатель на «солнечных парусах» может в теории решить эту проблему. Кроме того, с таким двигателем нет необходимости брать в полет многотонные запасы горючего.

С другой стороны, специалисты не отрицают и того, что за Юпитером сила «солнечного ветра» будет быстро ослабевать и, в конце концов, достигнет такой малой величины, что не сможет сообщать космическому аппарату с «солнечным парусом» достаточную скорость. Таким образом, при полетах за пределы орбиты Юпитера, и уж тем более за пределы нашей Солнечной системы вообще, для нормального функционирования «солнечного паруса» потребуется внешний источник света, а точнее, достаточно мощный и узконаправленный лазерный луч. Последнее же пока, на нынешнем этапе технического развития человечества, не может быть реализовано на практике. Хотя отметим, что у этой теории есть и достаточно много противников (например, такой известный специалист, как Томас Голд (Thomas Gold), профессор астрофизики в Университете Корнелла (The Cornell University), внесший огромный вклад в развитие этой дисциплины и преподававший в свое время у Луиса Фридмана, а также известный своими «провокационными», не подтвердившимися на практике, теориями — например, о наличии на Луне огромного слоя пыли, в котором астронавты якобы могли бы погибнуть) . А уж просто скептиков — пруд пруди.

Естественно, что теория без практики, как говорится, — деньги на ветер, пусть даже и «солнечный». Поэтому после завершения стадии теоретических изысканий было решено перейти к стадии практической, экспериментальной.

Во время первого эксперимента, осуществленного 9 февраля 2000 г. (т.е. еще до официального «запуска» программы) , экспериментальный космический аппарат «Демонстратор» (Demonstrator) общей массой 140 кг выводился в космос при помощи ракеты-носителя «Союз», оснащенной новейшим на то время разгонным блоком «Фрегат». Последний, кстати, также использовался на практике впервые.

Основными целями данного эксперимента ставились проверка работоспособности системы запуска «Демонстратора» и его аппаратуры, а также возможность осуществления нормальной посадки с использованием уникальной, разработанной российскими специалистами Научно-производственного объединения им. С.А. Лавочкина, надувной тормозной системы с так называемым «пневматическим тормозным устройством». Сухая масса разгонного блока «Фрегат» вместе с пневматическим тормозным устройством составила 1820 кг.

100RS051.jpg

Пневматическое тормозное устройство, предназначенное для увеличения аэродинамического сопротивления спускаемого аппарата.

В процессе запуска ракеты-носителя и вывода полезной нагрузки в космос все операции прошли штатно, и после завершения программы аппарат выполнил посадку в назначенном районе на территории Казахстана. Единственным серьезным осложнением стало то, что в тот момент в течение двух суток в районе посадки шел сильный снегопад, из-за чего полеты вертолетов были приостановлены. Только на восьмые сутки поисковой партии удалось прибыть на место приземления «Демонстратора» и эвакуировать его. В результате данного  эксперимента ученые и технические специалисты зафиксировали всю необходимую информацию по траектории запуска, записанную бортовым измерительным комплексом, а также получили практическое подтверждение возможности спуска в атмосфере на аппарате, оснащенном российской системой с пневматическим тормозным устройством.

Второй эксперимент был проведен год спустя, 20 июля 2001 г. На этот раз в 30-минутных инженерных испытаниях принимал участие новый экспериментальный аппарат «Демонстратор», изготовленный специалистами российского Космического центра им. Г.Н. Бабакина (организован в 1986 г. при НПО им. С.А. Лавочкина). Он был уже оснащен двумя лепестками «солнечного паруса»: теперь наряду с общими задачами требовалось проверить работоспособность системы раскрытия «паруса» и системы пневматического тормозного устройства (ПТУ).

«Парус» внешне представляет собой большой круг из специального отражающего материала, который натянут на перекладины так, что они образуют лепестки, удерживающие «парус» в раскрытом положении. Диаметр круга — 26 м, толщина пленки — около 5 микрон. Предполагалось не только изучить процесс раскрытия паруса, но еще и отснять фильм, который должен был запечатлеть данную процедуру. Результаты эксперимента должны были быть доставлены в капсуле, место приземления — район полуострова Камчатка.

Здесь мы немного отвлечемся, для того чтобы вкратце рассказать о таком уникальном изобретении российских специалистов, как пневматическое тормозное устройство с гибкой теплозащитой, которое предназначено для спуска грузов из космоса на Землю.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz