Предыдущая Оглавление Следующая

AASpn095.jpg

Вьетнам: не только «ганшипы»

На долю «ганшипов» пришлась львиная доля боевых вылетов авиации специального назначения, им же досталась и почти вся слава. Почти, но не вся. Программа «Комбат Тэлон» была не менее экзотичной, нежели, скажем, «Пэйв Спектр». Боевая работа самолетов «Комбат Тэлон» во Вьетнаме до сих пор покрыта завесой секретности, поскольку была непосредственно связана с действиями армейских подразделений сил специальных операций, «зеленых беретов».

Работы по самолету, предназначенному для проникновения в глубокий тыл противника на малых высотах с целью высадки и эвакуации диверсионно-разведывательных групп, начались в 1964 г. Программа создания такой машины несколько раз меняла названия: «Син Слайс», «Хэви Чэйн», «Комбат Тэлон». В рамках программы переоборудовали два военно-транспортных самолета С-130. На них установили РЛС, обеспечивающие полет в режиме огибания земной поверхности, и аппаратуру РЭБ. В августе 1966 г. самолеты получили наименование «Риверт Янг I» и еще раз были модернизированы: на них смонтировали новый автопилот с улучшенными характеристиками по каналу тангажа, инфракрасную систему обзора передней полусферы и систему дозаправки в воздухе при полете на малых высотах. В вариант «Риверт Янг» переделали в общей сложности четыре С-130. Самолеты принимали участие в обеспечении действий «зеленых беретов» в Индокитае вплоть до 1972 г.

Поступление на вооружение специализированных вариантов С-130 сдерживалось резко возросшими в связи с вьетнамской войной потребностями транспортной авиации в самолетах такого класса. Фирма «Локхид» смогла выделить спецназу семнадцать «Геркулесов» только после развертывания полномасштабного серийного производства С-130. Эти машины прошли модернизацию по программе «Риверт Клэмп», в ВВС они получили обозначение C-130I «Скайхук», позже измененное на МС-130 «Комбат Тэлон». На них устанавливались инерциальная навигационная система, РЛС следования рельефу местности APQ-144,аппаратура предупреждения об электромагнитном облучении, но «изюминкой» этих самолетов стала система «Фултон», предназначенная для подхвата с земной поверхности людей и грузов без посадки самолета.

AASpn096.jpg

Еще одной версией «вьетнамского» С-130 стал самолет, предназначенный для высадки и эвакуации диверсионно-разведывательных групп в тылу противника.

Перед принятием на борт человека или груза с самолета сбрасывается контейнер. Контейнер содержал привязную систему, нейлоновый трос длиной 150 м и наполняемый гелием из специального баллона небольшой аэростат. В носу фюзеляжа С-130 монтировались раздвижные «усы»-штанги. В крейсерском полете штанги заваливаются вдоль бортов фюзеляжа, перед подхватом груза штанги разводятся в стороны. На земле к полезной нагрузке крепится трос, после чего аэростат наполняется гелием, в результате трос поднимается вместе с шаром и занимает вертикальное положение. Самолет на скорости 240—270 км/ч заходит на подхват ниже высоты шара так, чтобы трос оказался в створе «усов». Штанги «усов» автоматически складываются, зажимая трос. Нижняя часть троса под действием скоростного напора отклоняется к задней части фюзеляжа, где ее захватывают специальным устройством члены экипажа самолета и на лебедке втягивают груз или человека через открытую заднюю рампу в грузовой отсек.

Впервые подобная система беспосадочного приема груза с земли была продемонстрирована в августе 1958 г., тогда в экспериментах принимал участие переоборудованный бомбардировщик В-17. Несколько позже подобные опыты провели с привлечением самолета Fpyмман S2Fl «Сентинел». Эксперименты с «Геркулесом» начались в 1965 г. на авиабазе Поуп. Первый МС-130 передали 314-му транспортному авиакрылу в том же году, а в конце 1965 г. четыре С-130, оборудованных системой «Фултон», перебросили во Вьетнам, на авиабазу Ня Транг. Самолеты обеспечивали действия «зеленых беретов», а их экипажи были приписаны к командованию сил специальных операций назначения ВВС.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz