ЗКВ (заместители командиров по вооружению) дивизий и полков 40-й армии на занятиях по организации защищенности складов боеприпасов. Кабул, сентябрь 1987 г.
Из-за нелетной погоды вылететь из Рухи не удалось, а посему пришлось выходить на БТР-80 по маршруту Руха — Гульбахор — Талакан — Чарикар, проверив по пути состояние вооружения на трех сторожевых заставах. Стрелковое и тяжелое вооружение содержалось там в удовлетворительном состоянии, однако требовало пристрелки.
В районе Чарикара проверили базовые машины, на которых монтировалось инженерное оборудование и вооружение. Надо заметить, что, хотя инженерные части были задействованы постоянно и напряженно, инженерная техника и базовые машины находились в удовлетворительном состоянии. То же можно было сказать и об элементах обслуживания и ремонта в парке боевых машин.
Командир 45-го оисп и его заместитель по вооружению подполковники Г.П. Белоус и В.П. Беспечный уделяли огромное внимание штатной технике. Одновременно была проверена производственная деятельность 210-й ремроты, инженерной техники из состава 4904 АРВБ. Рота была загружена ремфондом, но ремонт осуществлялся весьма медленно из-за отсутствия необходимых запасных частей, от 45-го оисп находилось 17 БТР-70, которые требовали ремонта. Неприятное впечатление оставил осмотр парка боевых машин 345-го опдп (командир полка В.А. Востротин, ЗКВ Г.Н. Архипов), где из-за постоянного привлечения личного состава полка к войсковым операциям техника находилась в запущенном состоянии. Стоянки для боевых машин не были оборудованы, рядом были расставлены по всем углам парка исправные машины и машины, требующие всех видов ремонта и обслуживания. Элементы технического обслуживания и ремонта были не оборудованы.
В ходе осмотра боевой техники 108-й мсд и 103-й гв. вдд, а также изучения производственной деятельности армейских и дивизионных орвб я установил, что техника не восстанавливается своевременно из-за отсутствия необходимых запчастей, которые стали для снабженческих органов технических служб армии головной болью. Так, на БМП-1 и БМП-2 зачастую отсутствовали топливные насосы и плунжерные пары к ним, топливные и масляные фильтры, маслобаки и водяные, масляные радиаторы. Для танков Т-62 дефицит представляли торсионы, компрессоры, системе запуска двигателя воздухом постоянно требовались автоматы давления АДУ-2С, электропневмоклапаны ЭК-48 и редукторы ИЛ-611. Не хватало буксирных тросов и гусеничных лент с РМШ. Для бронетранспортеров БТР-60, БТР-70 и БТР-80 большим спросом пользовались приводные ремни, приборы электрооборудования, генераторы Г-290, катушки зажигания, реле-регуляторы РР-360 и Р-390. Зачастую выходили из строя приводы вентиляторов на БТР-70 и мосты.
Надо отметить, что вышеперечисленную номенклатуру запасных частей, узлов, агрегатов и приборов по нашим заявкам поставляли, но обеспечивали эти заявки по нормам мирной эксплуатации в среднерусской полосе. И, конечно, при этом не всегда учитывалось, что эксплуатация велась в условиях пустынно-песчаной и горно-каменистой местности под угрозой непредвиденного обстрела из противотанковых гранатометов и подрыва на фугасах и минах. В конечном итоге все это требовало внесения конструктивных изменений в устройство вооружения и боевой техники с целью повышения их надежности и защищенности.
Последним этапом этой совместной с С.А. Маевым поездки был перелет на самолете до Кундуза и затем вертолетом в г. Хайратон в 501-й отдельный эвакуационный батальон 4904-й АРВБ. Это была единственная часть ОКСВ, занимающаяся эвакуацией и транспортировкой ремфонда в объеме капитального ремонта, бронекорпусов и перевозкой запасов ВТ имущества с перевалочной базы Хайратон на юг (на армейские склады), а также крупногабаритных грузов для промышленных предприятий Республики Афганистан, так как таких транспортных средств у афганцев не было. В составе батальона имелись в основном тягачи МАЗ-537, МАЗ-543 «Ураган» (92 машины) и КРАЗ-255 (33) с трейлерами. Командовал батальоном майор Г.А. Васильев.