Оглавление Следующая

АМФИБИЙНЫЕ МАШИНЫ ФРАНЦИИ

Алексей Степанов

(Серия предыдущих статей - в подборке прошлых лет, прим. ВВС)

AmFRA001.jpg

В начале XX века, а точнее, в 1907 г., в Париже на Сене был продемонстрирован плавающий автомобиль, который вошел в воду, проплыл небольшое расстояние, а затем вышел на берег. Газеты сообщили об этом как о необычном событии, так как автомобили только начали появляться на улицах городов Франции, а здесь изумленные зрители увидели, что они могут не только двигаться по земле, но и перемещаться по воде, правда, с небольшой скоростью.

Данных по этому амфибийному автомобилю немного. Известно только, что он имел колесную формулу 4x2 и оснащался двигателем мощностью 14,7 кВт. Корпус лодочного типа. Колеса были выполнены в виде сплошных дисков с узкой беговой частью, поэтому вход в воду и особенно выход из нее производились на ровной твердой береговой части водного участка. Любопытно, что эта амфибия рекламировалась как средство для туристических поездок по суше и воде.

Затем в течение многих лет не встречалось информации о работах по созданию амфибийных машин во Франции. Но можно предположить, что французские специалисты тщательно изучали все сведения о разработках в США, Великобритании, Германии и в СССР. В этих странах в 1920—1930-е гг. было спроектировано и построено мелкими сериями несколько десятков разнообразных по конструкции амфибий военного назначения.

AmFRA002.jpgAmFRA003.jpg

Колесно-гусеничный плавающий 10-тонный танк фирмы «Шнейдер-Лоран»

AmFRA004.jpg

Плавающий автомобиль, предназначенный для туристических поездок. Франция, 1907 г.

В частности, в эти годы в ряде европейских стран активно разрабатывались колесно-гусеничные бронированные машины. Считалось, что комбинация колесного и гусеничного движителя позволит обеспечить им, с одной стороны, высокую проходимость за счет использования гусениц на труднопроходимой местности и, с другой стороны высокие максимальные скорости движения по дорогам на колесах.

Отражением этого увлечения стал созданный в 1928 г. французской фирмой «Шнейдер-Лоран» колесно-гусеничный плавающий танк массой 10 т. Особенностью компоновки двух типов сухопутных движителей (колесного и гусеничного) являлось то, что колеса танка размещались с внешней стороны его корпуса и гусениц, а не между гусеницами, как у других машин. Такое расположение колес несколько увеличивало колею танка при движении на колесах, что способствовало, в свою очередь, его устойчивости при движении.

Перевод танка с колесного хода на гусеничный занимал не более 3 мин без выхода экипажа из машины. В рабочем положении колес (на грунте) высота танка и величина дорожного просвета возрастали на 350 мм (при движении на колесах дорожный просвет под средней частью днища был около 0,7 м). При движении на гусеницах величина дорожного просвета не превышала 350 мм, и при этом в контакте с грунтом, видимо, находились и колеса, и гусеницы, что увеличивало сопротивление движению. В то же время это позволяло подводить мощность двигателя к обоим движителям одновременно, если в этом была необходимость. Передние колеса были управляемыми и имели более широкую колею, чем задние.

Экипаж танка состоял из трех человек, вооружение включало 37-мм пушку и один пулемет. Корпус танка образовывали небольшие по площади листы, которые имели сравнительно большие утлы наклона. Но такая «лоскутная» конструкция значительно увеличивала длину сварных швов и снижала бронестойкость корпуса. Максимальная толщина брони корпуса не превышала 15 мм.

Мощность 8-цилиндрового V-o6pазного двигателя составляла 76,3 кВт, что обеспечивало танку небольшую удельную мощность 7,63 кВт/т. Такая величина удельной мощности позволяла двигаться по дорогам на колесном ходу с максимальной скоростью 45 км/ч, а на гусеницах со скоростью 30 км/ч. Запас хода по топливу 320 км.

Оглавление Следующая