Возвращение К-19 в Гаджиево вновь ознаменовалось чрезвычайным происшествием: при входе в губу Сайда на борту корабля вспыхнул сильный пожар: от работы дизеля воспламенились сверхнормативные запасы ГСМ и краски, вывезенные с судоремонтного завода и припрятанные в ограждении рубки. Действиями экипажа пожар был ликвидирован, жертв не было. Наблюдая дымящийся атомоход, окруженный пожарными судами и буксирами, моряки на гаджиевских пирсах понимающе переглядывались: «Хиросима» вернулась,...». Неприятности с К-19 продолжались и в дальнейшем.
Служба других лодок проекта 658 проходила более спокойно. В 1963 г. ракетоносец К-115 (капитан 1 ранга А.П. Михайловский) выполнил переход с Северного флота на Тихий океан, пройдя подо льдами 1600 миль за шесть суток. В 1968 г. подледный переход на ТОФ совершил К-55 (капитан 2 ранга Ю.В. Перегудов). Особенностью этого перехода являлось наличие на борту лодки штатного ядерного оружия.
К-55 на судоремонтном заводе в Большом Камне (Приморье) в 1970-е гг. была переоборудована в торпедную АПЛ проекта 658Т. В 1977 г. ее модернизировали по проекту 658У (КС) — корабль связи. При этом торпедное вооружение было сохранено, однако торпедный боекомплект уменьшен.
Практически одновременно с К-55 и на том же предприятии К-178 была трансформирована в торпедную АПЛ проекта 658Т. В 1977 г. ее переоборудовали по проекту 658У (КС).
В 1969— 1970 гг. К-145 была модернизирована по проекту 701, превратившись фактически в новый корабль. На ней смонтировали шесть пусковых установок 4С-75-1 (комплекс Д-9, ракеты Р-29, прим. ВВС).
К-129 погибла во время боевого патрулирования 8 марта 1968 г., как полагают, из-за столкновения с американской атомной подводной лодкой «Суордфиш», следившей за советской субмариной. США провели уникальную операцию по подъему нашей подводной лодки с помощью специально построенного корабля Glomar Explorer.
Ракеты Р-13 состояли на вооружении подводных лодок проектов 629 и 658 до 1973 г. и уступили место более совершенным представителям своего класса. Этот период стал этапным в истории БР ВМФ.
За это время провели 311 пусков этих ракет, из которых 225 признали успешными. 38 пусков оказались неудачными из-за отказов систем ракеты и стартового оборудования, а еще 38 — в результате ошибок личного состава. Причины 10 неудачных пусков так и не установили.
В ноябре 1959 г. первая американская ПЛАРБ «Джордж Вашингтон» с 16 ракетами « Поларис А-1» на борту начала боевое патрулирование в Норвежском море. Пуск ракет подводная лодка могла производить из подводного положения, что обеспечивало ей достаточную скрытность от противолодочных сил ВМФ СССР, а дальность стрельбы ракет была такова, что под прицелом находились Москва и другие крупные города европейской части СССР.
В 1960 г., когда на боевом дежурстве еще не было ни одной МБР наземного базирования, в ответ на ядерные угрозы США Советскому Союзу ВМФ в срочном порядке построил 23 ракетоносца проекта 629, каждый из которых был вооружен тремя БР, и организовал их боевое дежурство в море у побережья США.
Создание первых атомных подводных ракетоносцев в сочетании с введением в строй дизель-электрических ракетных подводных лодок проекта 629 позволило в короткий срок заложить основы подводной составляющей стратегической ядерной триады страны, создать хотя и не полноценный, но все ж противовес американским ПЛАР1 а также вынудить потенциального противника начать реализацию дорогостоящей комплексной программы совершенствования свои противолодочных сил.
Вместе с тем ракетоносцы проекта 629 были дизельными, т.е. малоавтономными, ракеты Р-13 могли стартовать лишь с верхнего среза ракетной шахт подводной лодки, находящейся только надводном положении. Недостаточной была и дальность стрельбы, что, безусловно, ограничивало возможности стратегического оружия и снижало боевой потенциал его носителя. Все это не полной степени отвечало требованиям ядерного сдерживания и не могло служить адекватным ответом на появление у вероятного противника ПЛАРБ. Поэтому следующим необходимым и естественным шагом развития морских стало освоение подводного старта, yувеличение дальности стрельбы, сокращение времени предстартовой подготовки и пуска ракет.
Литература
1. Кутовой Е.М., Серебров П.М., Колпаков В.П. Баллистические ракеты подводных лодок. «Тайфун». 1! №1,с.22—29.
2. Сакович М.А. Славное десятилетие морского ракетостроения. «Тайфун», 2000, № 5, с.10—20.
3. Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945—1991. ИМО, Санкт-Петербург, 1996.
4. Подводный флот, №5.
5. Жарков В.И. Подводная лодка проекта 629. «Тайфун», 2002, №3.
6. Советская атомная программа (под ред. Е.А. Негина), Н. Новгород — Арзамас-16, 1995.
7. Куликов В. Авиация и ядерное испытание. М., 1998.
8. Ракетно-космическая корпорация «Энергия». М., 1996.
9. Морской сборник, №8. 1994.
10. Баллистические ракеты подводных лодок России (под ред. И.И. Величко). Миасс, 1997.
11. Пяткин В.А. Генеральный конструктор. Миасс, 1998.
12. История отечественного судостроения. Том V. Судостроение в послевоенный период 1946—199 СПб. 1996,с.142-144.
13. Российская наука — Военно-морскому флоту (под ред. А.А. Саркисова). М., 1997.
14. Военно-исторический журнал, 1998, № 2, с. 38—44.
15. Техника и оружие, № 2. 1996.
16. Запольский А.А. Стратегическим ракетоносцам — быть! СПб. 1998,
17. Подводные лодки России. Атомные, первое поколение. Том IV, часть 1. СПб. 1996.
18. Шитиков Е. В интересах флота: Новая Земля. Морской сборник. 1994, № 9, с. 13—15.
19. Апанасенко В.М., Рухадзе Р.А. Морские ракетно-ядерные системы вооружения {прошлое, настоящее, буду М.,2003.
20. Жарков В.И. Рождение морского стратегического щита России. Судостроение, 1998, №1, с. 120—129.
21. Коршунов Ю.Л., Кутовой В.М. Баллистические ракеты отечественного флота. СПб. 2002.
22. Стратегическое ядерное вооружение России (под ред. П.Л. Подвига). М., 1998.
23. Петров A.M., Асеев Д.А., Васильев Е.М. Оружие российского флота. СПб., 1996.
24. Широкорад А.Б. Оружие отечественного флота. 1945—2000. Минск-Москва. 2001.
25. Костев Г. Морские стратегические. Морской сборник. 1994, №10, с. 6—13.
26. Пусковая установка СМ-60 ракетного комплекса Д-2. «Бастион». 2000, №2, с.47—48.
27. Величко И.И. Возмездие неотвратимо. Вестник Российской академии наук. 1996, т. 66, №11, с. 1017—1021.
28. Жарков В.И. Создание первых подводных лодок с баллистическими ракетами. Гангут. 1998, №14. с. 104—119.
29. Широкорад А.Б. Советские подводные лодки послевоенной постройки. М., 1997.
30. Бережной С.С. Атомные подводные лодки ВМФ СССР и России. — Наваль-коллекция. 2001.
31. Гагин В.В. Советские атомные подводные лодки. Воронеж, 1995.
32. Гагин В.В. Советские дизель-электрические подводные лодки послевоенной постройки. Воронеж, 1996.
33. Дуняшин А.Б. Где встречаются шесть океанов... Екатеринбург. 2002.