АПЛ К-33 проекта 658М на ходовых испытаниях, декабрь 1964 г.
На Севере подводные лодки проекта 658М базировались вначале в Гремихе, а в конце 1970-х гг. были переведены в губу Западная Лица. На Тихом океане субмарины базировались в бухте Крашенинникова, расположенной в 15 км к юго-западу от Петропавловска-Камчатского на другой стороне Авачинской губы.
Выход на боевую службу подводных ракетоносцев осуществляется при обеспечении максимальной скрытности. Каждый выход подводных лодок из пункта базирования сопровождается боевым охранением, состоящим из сторожевых кораблей, тральщиков и противолодочных вертолетов.
До появления межконтинентальных баллистических ракет морского базирования ракетные подводные лодки могли осуществлять атаку по объектам противника только из стартовых позиций, расположенных на относительно небольшом удалении от его побережья. Ракетные лодки должны были находиться в районах боевых действий (боевой службы). Каждой подводной лодке назначался основной и запасной районы огневых позиций и ожидания. В угрожаемый период ПЛ переходили из районов ожидания в районы огневых (стартовых) позиций. Располагаясь на огневой позиции, ракетная подводная лодка могла произвести пуск ракет по намеченным целям незамедлительно после получения приказа. Район ожидания и огневых позиций определялся таким образом, чтобы обеспечить возможность длительного маневрирования подводных лодок при максимальной скрытности и требуемой готовности ракетного оружия. Подводной лодке мог назначаться и специально разработанный замкнутый маршрут патрулирования. На таком маршруте она в течение всего похода должна была находиться в пределах дальности действия своих ракет по назначенным целям.
|
|
Водоизмещение, м3: |
|
надводное |
4039 |
подводное |
5300 |
Основные размерения (наиб.), м: |
|
длина |
114,0 |
ширина по наружному корпусу |
9,2 |
Осадка наибольшая, м |
7,68 |
Предельная глубина погружения, м |
300 |
Скорость, уз.: |
|
в надводном положении |
15 |
в подводном положении |
26 |
Дальность плавания, мили: |
|
в надводном положении |
15000 |
в подводном положении |
30000 |
Автономность, сут. |
50 |
Численность экипажа, чел |
104 |
Вооружение: |
|
ракетное: |
|
тип комплекса |
Д-4 |
количество и тип ракет |
3xP-21 |
система управления ракетным комплексом |
ИПЭСУ |
торпедное, шт.: |
|
носовые аппараты калибра 533 мм |
4 |
носовые аппараты калибра 400 мм |
2 |
кормовые аппараты калибра 400 мм |
2 |
Гидроакустическое вооружение (станции): |
|
МГ-10 |
1 |
«Арктика-М» |
1 |
«Плутоний» |
1 |
Главный конструктор КБТМ В.Н.Соловьев.
Боевая служба ПЛАРБ проекта 658М проходила по-разному, не обходилось и без ЧП.
15 ноября 1969 г. в Баренцевом море К-19 в подводном положении столкнулась с американской АПЛ Gato, осмотр показал наличие повреждений в носовой оконечности. С 20 октября 1970 г. по 15 апреля 1974 г. лодка совершила пять автономных походов на боевую службу общей продолжительностью 269 суток. 24 февраля 1972 г. при возвращении с боевого патрулирования в Северной Атлантике, когда до базы оставалось 8 дней пути, в 10 ч 23 мин на глубине 120 м в IX отсеке возник пожар. В трюм отсека был подан шланг огнегасящей жидкости системы ВПЛ, и система приведена в действие, однако пожар разрастался. Личный состав, кроме расписанных по боевой тревоге, покинул IX отсек. К-19 всплыла в надводное положение, море 6—9 баллов, ветер 40 м/с. Из-за задымленности на пульте управления ГЭУ была сброшена аварийная защита обоих реакторов и пульт оставлен операторами. В X отсеке оказались отрезанными 12 человек, которые находились там в изоляции с 24 февраля по 18 марта 1972 г. Единственная помощь, которую они получали, — это воздух среднего давления, подаваемый по дифферентной системе. В спасении аварийной К-19 принимали участие 27 кораблей и судов.
В результате силами спасательного отряда была проведена эвакуация 52 членов экипажа по канатной дороге и 32 — вертолетом с БПК
2 апреля 1972 г. К-19 ошвартовалась в базе. В результате аварии на корабле погибли 28 человек. Выгорели V, VIII и IX отсеки. 15 июня 1972 г. подводная лодка была поставлена в ремонт на завод «Звездочка». Уже 5 ноября 1972 г. она была сдана флоту и снова вышла на боевую службу. С июня по сентябрь 1973 г. производилась перезарядка активных зон реакторов.
К-16 с 8 июня 1971 г. по 1 октября 1977 г. выполнила семь автономных походов на боевую службу общей продолжительностью 324 дня.
К-33 в кампанию февраль 1972 г. — январь 1974 г. совершила три автономных похода на боевую службу общей продолжительностью 150 суток. В период с 7 мая по 17 июня 1976 г. на К-33 произведена перезарядка активной зоны.
В компанию 1968—1971 гг. ПЛАРБ К-40 выполнила два автономных похода на боевую службу общей продолжительностью 112 суток. С апреля 1971 г. по июнь 1972 г. К-40 находилась в текущем ремонте. В период с 1972 г. по 1981 г. она совершила четыре автономных похода на боевую службу общей продолжительностью 227 суток. С 10 декабря 1974 г. по 10 марта 1975 г. производилась перезарядка активных зон реакторов.
В период с 25 июня 1968 г. по 6 сентября 1968 г. К-55 скрытно подо льдом Арктики перешла вслед за ПЛА К-42 на Тихоокеанский флот, пройдя подо льдом 1735 миль за 128 ч. Командовал переходом командир эскадры подводных лодок Северного флота контр-адмирал В.Г. Кичев. После прибытия на ТОФ (Чукотское море) К-55 без захода в базу вышла на боевую службу в Тихий океан, что было осуществлено впервые. Всего в кампанию 1969—1970 гг. К-55 выполнила два автономных похода на боевую службу общей продолжительностью 99 суток. В период с 15 декабря 1970 г. по 4 декабря 1973 г. лодка находилась в текущем ремонте. В кампанию 1974—1976 гг. она выполнила три автономных похода на боевую службу (общая продолжительность 173 дня).