Предыдущая Оглавление

Был реализован способ старта, разработанный совместно конструкторами КБ Машиностроения (г. Миасс) и специалистами по гидродинамике филиала ЦАГИ (Е.Н. Капанкин, Э.В. Куприянов, А.А. Лисиченко, В.М. Шелопаев). В момент старта специальные заряды твердого топлива, расположенные на амортизационной ракетно-стартовой системе (АРСС), образовывали газоструйную защиту в виде каверны, которая существенно уменьшала воздействие лобового набегающего потока на ракету на ходу подводной лодки.

Способ газоструйной защиты исследовался как на самой ракете, так и в районе среза пусковой шахты (шахтная газоструйная защита на разных установках и масштабах моделей).

В отделении гидродинамики ЦАГИ проходили исследования старта межконтинентальных ракет подводного базирования всех последующих поколений (РСМ-40, РСМ-50, РСМ-52).

За разработку гидродинамики первой межконтинентальной ракеты 4К75 правительственными наградами были отмечены Е.Н. Капанкин, Э.В. Куприянов, А.В. Аверкин, В.Д. Середа, М.И. Вяткин, В.М. Шелопаев.

В последние годы выполнены обширные исследования по проблеме подводного старта вновь создаваемой твердотопливной ракеты «Булава». За этот цикл исследований О.П. Шорыгину в 2003 г. присуждена премия им. академика А.Д. Надирадзе.

Большая работа проведена в интересах создания низколетящих противокорабельных ракет подводного базирования различных классов. Отделение гидродинамики участвовало в разработке гидродинамики подводного старта таких изделий, как «Аметист», «Малахит» и «Гранит», стартующих из наклонных пусковых установок подводных лодок со сложенными крыльями и хвостовым оперением (М.Г. Щеглова, Г.В. Махортых, В.И. Огнев, В.П. Косачев). Изучение процесса раскрытия этих элементов в воде на моделях представляло собой сложную научно-техническую задачу, которая была успешно решена. Этот вид оружия является в настоящее время основой наступательной мощи отечественного флота.

CAGIU016.jpg CAGIU017.jpg

Горизонтальный стенд отработки подводного стрелкового оружия.

5,66-мм автомат подводный специальный АПС и 4,5-мм специальный подводный пистолет СПП-1М.

Отделение гидродинамики также сыграло важную роль в создании различных вариантов противолодочного вооружения кораблей и подводных лодок. Гидродинамика подводного старта, входа в воду и дальнейшего движения в воде в режиме кавитации объектов этого класса была разработана на основе теоретических и экспериментальных исследований, а также многочисленных изобретений. Эти исследования в итоге привели к созданию таких объектов, как «Вихрь», «Вьюга», «Водопад», «Ветер», «Медведка» и многих других.

В 1963 г. за вклад в создание первых образцов противолодочного оружия были награждены В.Н. Архангельский, Г.В. Логвинович, М.Г. Щеглова, В.А. Соколов. Рекомендации по противолодочным и противокорабельным ракетам выдавались О.П. Шорыгиным, Н.А. Шульманом, Ю.Ф. Журавлевым, В.В. Стрекаловым, Г.Г. Кудрявцевой.

Успешно прошли работы по гидродинамике подводного стрелкового оружия, закончившиеся созданием автомата АПС и пистолета СПП-1. В настоящее время они продолжены в целях создания подводного стрелкового оружия нового поколения.

Процессы выхода тел из движущихся под водой объектов и из-под воды в атмосферу сопровождаются рядом специфических эффектов, причем иногда неожиданных. Так, оказалось, что при выходе тела из воды в момент разрушения тянущегося за ним водяного «кокона» возможно появление значительных поперечных сил ударного характера.

Исследования специалистов ЦАГИ по скоростному движению тел в воде и вблизи границы раздела сред «вода— воздух» послужили основой создания отечественной школы гидродинамики течений со свободными границами. Эта область механики стала, по существу, самостоятельным разделом аэрогидродинамики, чему во многом способствовал выход в свет в 1969 г. монографии Г.В. Логвиновича «Гидродинамика течений со свободными границами». Автор за первое издание этой работы в 1965 г. получил премию им. Н.Е. Жуковского.

Немаловажно, что изучение процессов скоростной гидродинамики помимо глубокого физического содержания имело явно выраженную объектовую направленность. Многие результаты этих исследований нашли практическое применение, а их авторы за участие в разработках ряда объектов в интересах ВМФ удостоены Ленинской премии (Г.В. Логвинович) и Государственной премии СССР (Ю.Ф. Журавлев, О.П. Шорыгин, Э.В. Парышев, М.Г. Щеглова, В.А. Сергеев, Е.Н. Капанкин, А.Б. Лотов, Г.В. Уваров, В.И. Юрасов). В 1996 г. 25 сотрудников филиала ЦАГИ были награждены юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту».

Что касается деятельности гидродинамического отделения ЦАГИ в сфере летательных аппаратов водного базирования и скоростных судов, то в послевоенный период она была сконцентрирована на динамических принципах поддержания объекта надводной поверхностью: глиссировании, подводных крыльях, воздушной подушке. Впрочем, это уже совсем другая история.

Предыдущая Оглавление

Hosted by uCoz