Основные характеристики механизированных огнеметов армии США
Наименование огнемета |
Емкость для зажигательной смеси |
Продолжительность непрерывного огнеметания, с |
Максимальная дальность эффективного огнеметания, м |
Боезапас |
Давление огнесмеси, кг/см2 |
|
Количество отдельных выстрелов |
Давление воздуха в баллонах, кг/см2 |
|||||
М10-8 (самоходный М132А1) |
760 |
30-40 |
150—180 |
15 |
210 |
25 |
М7А1-6 (танковый М67А2) |
1300—1400 |
55—70 |
180—230 |
Более 30 |
200—210 |
25 |
В качестве ранцевых огнеметов американцы использовали огнемет М2-2, имевший емкость огнесмеси до 15 л и дальность огнеметания до 45 м. Нашел применение и переносной огнемет Е-4, представлявший собой комбинацию нескольких резервуарных групп ранцевого огнемета М2-2. Резервуарные группы соединялись между собой при помощи коллектора, от которого отходил резиновый шланг длиной 60 м с брандспойтом на конце; дальность огнеметания достигала 30—35 м. Шланг позволял огнеметчику совершать маневр, не передвигая всей огнеметной системы. Ранцевые и переносные огнеметы устанавливались на бронетранспортеры в качестве вспомогательного оружия.
Кроме того, учитывая особенности местности и характер боевых действий в Корее, американцы создали комбинированную огнеметную систему, состоявшую из резервуарной группы танкового огнемета М3-4-3, гибкого шланга длиной 30 м и брандспойта ранцевого огнемета М2-2 или М2А1. Вес огнеметной системы с огнесмесью составлял 250 кг, дальность огнеметания — 40—45 м. Для обеспечения подвижности огнеметчика при ведении оборонительного боя резервуарная группа огнемета в связи с ее большим весом помещалась в укрытии, а брандспойт выносился в окоп или траншею. Для поддержки пехоты в наступательном бою (особенно при штурме укрепленных высот) огнеметная система монтировалась на бронетранспортере или 0,5-тонной автомашине, моторная часть и борта которой защищались броней. Дополнительно на правый борт машины устанавливался брандспойт танкового огнемета М3-4-3, соединенный с резервуарной группой отдельным шлангом.
Огнеметные танки широко использовались в войне во Вьетнаме. Традиционно все огнеметные машины получали прозвище Zippo (зажигалка). Применялся и огнеметный вариант плавающего бронетранспортера М113 — боевая машина M132.
На огнеметном бронетранспортере М132 была смонтирована небольшая вращающаяся башня с огнеметом M10-8 и спаренным с брандспойтом 7,62-мм пулеметом, обеспечивающим круговой обстрел. В корпусе машины разместили четыре резервуара для зажигательной смеси емкостью 760 л и четыре для сжатого воздуха. Из огнемета можно было производить серию коротких огнеметаний различной продолжительности. Дальность его действия достигала 180 м, а продолжительность непрерывного огнеметания — 30—40 с.
Американский огнеметный танк М67.
Самоходный огнемет M132 оказался наиболее эффективен при огнеметании по точечным целям. На каждые пять самоходных огнеметов в войсках предусматривается иметь одну смесительно-заряжательную установку М45, созданную на базе гусеничного транспортера М548.
Огнеметный танк М67А1 (А2) создан на базе среднего танка М48А1. Он был вооружен огнеметом М7А1-6 и 12,7-мм пулеметом. Огнеметание производилось обычно отдельными выстрелами. Танк мог поразить цель на дальности 230 м. Продолжительность одного выстрела из танкового огнемета составляла 10—20 с. Длительность непрерывного огнеметания достигала 55—60 с при емкости резервуаров 1300—1400 л.
Эти танки широко использовались в войне во Вьетнаме. В настоящее время они сняты с вооружения, но находятся в резерве. Наличие достаточной броневой защиты, по мнению американских специалистов, позволяет применять огнеметные танки на переднем крае. В результате массированного выброса горящей огнесмеси через брандспойт, размещенный в стволе пушки, происходит эффективное поражение живой силы.
В Советском Союзе в послевоенный период огнеметы устанавливались на танках Т-54 и Т-55. В отличие от Т-34, на них брандспойт огнемета монтировался вместо спаренного с пушкой пулемета, при этом штатное орудие и курсовой пулемет сохранялись. В целом конструкция осталась подобной ОТ-34. Машины обозначались ОТ-54 и ОТ-55 и выпускались малыми сериями.
Огнеметный танк ОТ-54 был разработан на базе танка Т-54 в 1952 г. конструкторским бюро во главе с А.Д. Морозовым в Харькове и имел обозначение «объект 481». На вооружение он поступил в 1954 г. От базовой машины ОТ-54 отличался установкой автоматического огнемета порохового действия АТО-1 вместо спаренного с пушкой пулемета. Прицельное огнеметание производилось с места с помощью штатного прицела пушки на дальностях до 160 м. Автоматическая перезарядка позволила довести скорострельность огнемета до 20 выстрелов в минуту. Емкость огнеметного выстрела была равна 20 л. Для огнеметания применялась огнесмесь АП-7, представлявшая собой смесь бензина и керосина с добавкой порошка-загустителя ОП-2 и ксиленола. Температура пламени огнеметного выстрела достигала 900—1000°С. Бак для огнесмеси емкостью 460 л находился в носовой части корпуса вместо боеукладки. В подбашенном листе над баком с огнесмесью был сделан люк для заправки, а в днище под ним — люк для слива огнесмеси. При выстреле огнемета срабатывал пороховой патрон, и под действием пороховых газов поршень перемещался внутри цилиндра огнемета, выбрасывая огнесмесь, которая в момент вылета из насадки воспламенялась с помощью системы пиротехнического зажигания. Заполнение цилиндра огнесмесью производилось сжатым воздухом. Некомплект ОТ-54 составлял 19 выстрелов к пушке, 20 огневых выстрелов к огнемету, 1500 патронов к курсовому пулемету и 200 патронов к зенитному пулемету. Остальные боевые и технические характеристики остались такими же, как у танка Т-54.