С 12 по 17 февраля 2005 г. столица Объединенных Арабских Эмиратов город Абу-Даби принимал очередную, уже седьмую по счету, международную выставку International Defence Exhibition and Conference (IDEX). Данному мероприятию в ОАЭ уделяется очень большое внимание, поэтому проводится оно под патронажем Президента ОАЭ и Верховного главнокомандующего ВС ОАЭ шейха Халифы бин Зайда аль-Найяна. Что же касается участников выставки, то они стремятся не столько удивить всех научно-техническими достижениями, сколько заинтересовать богатые страны Персидского залива конкретными образцами ВВТ.
На этот раз в выставке приняли участие 905 компаний и организаций из 50 государств мира. Одно из центральных мест на выставке занимал российский павильон. Под эгидой ФГУП «Рособоронэкспорт» свою продукцию представили около 40 предприятий, компаний и организаций. Количество образцов ВВТ превысило 500 единиц, однако на открытой статичной стоянке присутствовало ограниченное число машин: БМП-3 да и несколько автомобилей КамАЗ. В основном, конечно, на стендах российских участников были представлены образцы ВВТ и техники двойного назначения, которые уже достаточно хорошо известны широкому кругу специалистов, но потенциальным заказчикам были предложены и варианты модернизации ранее поставленных советских и российских вооружений и совершенно новые изделия.
Здесь речь пойдет об оперативно-тактическом ракетном комплексе «Искандер-Э», который буквально совсем недавно наделал столько шуму. На выставке же IDEX-2005 данному комплексу была посвящена отдельная экспозиция. Впрочем, не только всей системе в целом, но и отдельным ее составляющим, таким, например, как головка самонаведения ракеты, разработанная специалистами московского Центрального научно-исследовательского института автоматики и гидравлики (ЦНИИАГ). Она придает ракете исключительно высокую для систем такого класса точность: круговое вероятное отклонение составляет всего лишь 20 м. А весит она только 20 кг и может быть подготовлена к работе в течение 5 мин. Для комплекса «Искандер-Э» коллектив ЦНИИАГ разработал, также машину управления и станцию обработки данных, которые смонтированы на шасси автомобилей повышенной проходимости КамАЗ. Обмен данными между ними осуществляется с использованием оптико-волоконного кабеля и радиосвязи. Имеются в системе и локальные компьютерные сети с высокой степенью защищенности от помех и постороннего проникновения и т.п.
Например, станция обработки и обмена данными обслуживается всего двумя военнослужащими и в автоматическом режиме может собирать разведывательную информацию, поступающую от космических и воздушных средств разведки, выдает данные целеуказания и осуществляет подготовку других данных с выдачей их непосредственно на ракеты комплекса. Машина управления обладает способностью фактически в автоматическом режиме осуществлять работу всего комплекса. Ее обслуживают четыре оператора, которые имеют возможность в течение 10 мин полностью подготовить комплекс к стрельбе.
Достаточно большие экспозиции представили на стендах и открытых выставочных площадках компании, которые разрабатывают и производят грузовики различных «весовых категорий». Среди них известные российскому читателю марки «Татра» и КамАЗ и более экзотичные, такие как, например, грузовики индийской компании «Ашок Лейланд» (Ashok Leyland), структурно входящей в состав крупной промышленной группы «Хиндуджа Груп» (Hinduja Group) и принимающей участие в выставке впервые. Начало 2005 г. оказалось удачным для компании, которая получила заказ на поставку 3322 грузовиков марки «Стэльон» (Stalion) с колесной формулой 4x4 для нужд Ирака. Контракт стоимостью 45 млн. долл. США был подписан с руководством ООН (причем это было сделано еще до начала активной фазы американской операции в этой стране). Это на сегодня крупнейший заказ на автомобили подобного класса, который получила какая-либо компания из Индии.
На нынешней выставке индийская компания продемонстрировала две свои разработки: уже упоминавшийся армейский грузовик «Стэльон» и автомобиль повышенной проходимости HMV (High Mobility Vehicle), который может быть использован для доставки грузов и личного состава, в том числе и в тяжелых условиях пустыни. Причем на базе последней модели можно быстро создавать различные варианты: цистерны для перевозки различных жидкостей, ремонтно-эвакуационные машины, мобильные госпитали и походные кухни.
Другим интересным экспонатом автомобильной секции выставки стал, без сомнения, военный внедорожник с колесной формулой 4x4 NIMR, производство которого налажено на заводе компании «Бин Джабр Груп» (Bin Jabr Group), находящейся в столице ОАЭ городе Абу-Даби, и на мощностях иорданской государственной компании KADB (King Adullah Design Bureau). Причем данный проект осуществляется «под покровительством» известной в регионе корпорации «Эдвансд Индастриз оф Арабиа» (Advanced Industries of Arabia, или AIA). По словам короля Иордании Абдаллы II, эта модель внедорожника имеет большой потенциал и ее производство очень важно для обеих стран, поскольку возможности NIMR позволяют использовать данный автомобиль для решения широкого крута задач — от сугубо военных до миротворческих и полицейских.
В настоящее время осуществляется контракт на поставку различным ведомствам Иордании пяти тысяч машин марки NIMR. Что касается перспективных планов, ожидается, что в ближайшие 3-4 года в общей сложности будет поставлено до 3500 машин в арабские и не арабские страны, за исключением Израиля. Интересно, что эмиратская компания решила не останавливаться на достигнутом и в ходе упомянутой выставки заключила соглашение с индийской промышленной группой «Вектра» (Vectra Group) по вопросу организации лицензионной сборки автомобилей марки NIMR на территории Индии для внутреннего рынка страны. В дни работы IDEX-2005 был подписан и контракт с ВС ОАЭ на поставку автомобилей NIMR (4x4).