Предыдущая Оглавление Следующая

MAKS7014.jpg

Боевая машина 9А331МК ЗРК «Тор-М2Э».

При выборе технических решений по осколочно-фугасной боевой части и полуактивной лазерной системе наведения использован опыт работ КБ приборостроения по управляемому артиллерийскому снаряду «Краснополь» и его модификациям.

Нужно отметить, что при формировании технического облика комплекса «Гермес-А» учитывалась перспектива межвидовой унификации ракетного оружия путем создания вариантов комплекса для Сухопутных войск и Военно-морского флота с размещением боевых средств на боевых машинах и кораблях.

Основные массогабаритные показатели ракеты комплекса «Гермес» увеличились по сравнению с внешне похожей на нее 57Э6Е: длина ракеты в контейнере возросла с 3,2 до 3,5 м, диаметр маршевой ступени — с 90 до 130 мм, масса в контейнере — с 94 до 110 кг, из которых 28 кг приходится на боевую часть. Максимальная скорость ракеты «Гермес» составляет не многим более 1000 м/с.

Выявилась устойчивая тенденция к переводу на колесный ход образцов ракетной техники, ранее созданных для Советской армии применительно к гусеничным шасси. Можно отметить ряд достоинств колесной техники — существенно сниженная стоимость, меньший вес, большая скорость передвижения, минимальный износ дорожного полотна после прохода техники. Для территорий платежноспособных заказчиков не характерна наша родная распутица, от одного вида которой все рассуждения о равной проходимости гусеничных и колесных средств вызывают стойкое недоверие.

В частности, в экспозиции МАКС-2007 была представлена разработанная Муромским тепловозостроительным заводом боевая машина комплекса семейства «Стрела-10», в соответствии с пожеланиями инозаказчика выполненная не на штатном шасси типа МТ-ЛБ, а на на базе БТР-60. Большой объем боевого отделения потребовал переделки бронекорпуса с приданием ему в этой зоне коробчатого сечения. В состав средств комплекса включен тепловизор, обеспечивающий всесуточное и практически всепогодное применение.

С другой стороны, тем же заводом разработана боевая машина на базе МТ-ЛБ с новой башней, в которой размещаются двуствольная 30-мм пушка ГШ-30К, пулемет «Корд» и автоматический гранатомет АГ-30. Над крышей башни закреплены две направляющие для ПЗРК типа «Игла». Боевая машина, по-видимому, предназначена для разведки и сопровождения колонн в зонах локальных конфликтов, в особенности в гористой местности. Она также может рассматриваться как недорогая альтернатива комплексам семейства «Тунгуска» и «Сосна», однако явно уступает им по эффективности.

Существенно большими боевыми возможностями обладает также размещенная на четырехосной колесной базе боевая машина комплекса «Тор-М2Э». Наряду с колесным шасси, обеспечивающим повышение скорости движения по шоссе до 80 км/ч, боевая машина 9А331МК обеспечивает обстрел вдвое большего числа целей, функционирование в сложной помеховой обстановке, поражение целей с ЭПР до 0,05 м2. Максимальная дальность поражения околозвуковых целей с ЭПР, равной 1 м2, доведена до 12 км в диапазоне высот от 10 до 1000 м. Авиационные ракеты со скоростью до 700 м/с уничтожаются на дальностях до 7 км на высотах до 6 км. Практически теми же возможностями обладает и боевая машина 9А331МУ комплекса «Тор-М2», выполненная на гусеничном шасси.

В представленном на МАКС-2007 комплексе «Бук-М2Э» также вдвое увеличено число одновременно обстреливаемых целей по сравнению с ЗРК «Бук-М1-2». Возросла с 42 до 45 км максимальная дальность поражения аэродинамических целей, при этом тактические баллистические ракеты могут уничтожаться на удалении до 20 км. В состав комплекса введен радиолокатор подсвета и наведения с антенным постом, размещенным на подъемно-мачтовом устройстве, что расширяет возможности поражения низколетящих целей. Для комплекса предназначена ракета 9М317, уже используемая в комплексе «Бук-М1-2».

В экспозиции также обращала на себя внимание новейшая разработка Долгопрудненского научно-производственного предприятия — зенитная ракета 9М317МЭ корабельного комплекса «Штиль-1». По сравнению с ракетой 9М317 площадь крыла уменьшена более чем на порядок. Для обеспечения быстрого склонения в направлении цели при вертикальном старте на ракете установлены газовые рули. На корабле ракеты находятся в созданных екатеринбургским НПП «Старт» модульных пусковых установках 9С90Э. 1, предназначенных для подпалубного размещения 12 транспортно-пусковых контейнеров. Катапультирование ракеты из контейнера производится пороховым газогенератором с последующим запуском двигателя над палубой. Значительное облегчение и изменение габаритов ракеты по сравнению с 9М317 (длина сокращена с 5,55 до 5,083 м, вес снижен с 725 до 581 кг) подтверждает данную представителями Долгопрудненского НПП оценку 9М317МЭ как принципиально нового изделия, сохранившего от предшествующего образца только отдельные системы и агрегаты, включая двигательную установку.

MAKS7015.jpg

Боевая машина комплекса «Бук-М2Э»

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz