![]() |
![]() |
Автор на фоне сохранившегося фрагмента линии Мажино — пункта артиллерийской корректировки. |
Советская спаренная зенитная установка ЗУ-23 (слева), за ней — РЛС кругового обзора П18 с развернутой антенной. |
Внутрь сооружения ведут две бронированные двери. Войдя в любую из них, приходится сразу же повернуть по коридору в сторону: прямо напротив двери в стене коридора оборудована бойница, через которую предполагалось вести огонь по солдатам противника, прорвавшимся к входам в бункер. На стенах коридоров, ведущих от дверей внутрь помещения, развешены планы бункера, карта района боевых действий в январе 1945 г., фотография и биография самого А. Мажино, военного министра Франции, по инициативе которого и была в 1929—1934 гг. построена линия укреплений. Кроме того, Мажино был инициатором введения различных социальных льгот для военнослужащих.
Командный пункт SKP Garant.
Снаружи бункер «венчают» два бронированных колпака со стеклоблоками, изнутри снизу к ним ведут шахты с лестницами, по которым можно подняться внутрь колпаков и на несколько минут почувствовать себя артиллерийским наблюдателем — защитником линии Мажино. На левом фланге бункера воссоздана пулеметная точка: в бойнице в шаровой установке размещен 7,5-мм пулемет «Гочкис» обр. 1922/23, рядом стоит манекен солдата-пулеметчика, правда, от посетителей их отгораживает стекло. Помимо этого в бункере реконструированы помещения штаба, узел связи, казарма, кухня, столовая, санчасть, склады боеприпасов и продовольствия, котельная, электростанция, системы вентиляции и внутреннего энергоснабжения и т.д.
В коридорах и помещениях расставлены предметы воинской амуниции, образцы стрелкового оружия воевавших здесь армий, имеется даже немецкий мотоцикл «Цундапп» KS600 с манекенами мотоциклистов. Есть также манекены других солдат, вроде бы до сих пор выполняющих свои боевые обязанности: радист принимает (или передает) сообщение, повар готовит на плите обед... Некоторые помещения отгорожены от коридоров стеклянными или канатными загородками, но в большинство можно зайти, «пощупать» оборудование, так что посетитель музея de Abri может целиком и полностью окунуться в обстановку одного из сооружений линии Мажино. Есть и действующий кинозал, где демонстрируют различные документальные фильмы о Второй мировой, правда, на французском языке.
На самой дальней от входа площадке между двумя советскими «вертушками» Ми-8 стоит командный пункт SKP Garant на базе автобуса Garant 30K, выпускавшегося в ГДР во второй половине 1950-х гг. Предназначался он для обслуживания старта самолетов Як-18, который, как известно, является спортивно-пилотажным, поэтому и окрашен автобус, в отличие от большинства экспонатов музея, не в цвет хаки, а в «гражданскую» заметную красно-белую клеточку. Ми-8, рядом с которыми он стоит, несут опознавательные знаки NVA ГДР (Nationale Volksarmee — Национальная Народная Армия ГДР).
Чуть поодаль от этого «мини-аэродрома» установлена советская спаренная зенитная установка ЗУ-23 на низкорамном двухосном прицепе 2-ПН-4 с откинутыми бортами. При этом сам прицеп и лафет установки закрыты маскировочной сетью, словно на боевой позиции. Кроме того, зенитка, SKP Garant и вертолеты стоят не на асфальте, а на траве или на щебенке, что вместе с растущими прямо на площадке музея деревьями создает имитацию полевых условий. Авиационная техника (опять-таки советская) представлена помимо трех Ми-8 (третий стоит чуть поодаль) реактивным фронтовым бомбардировщиком Як-28, причем с красными звездами советских ВВС. Очевидно, остался от Западной группы войск.
Вся эта техника открывает серию площадок экспозиции под названием Espace Guerre froide (по-французски), Kalter Krieg Einrichtungen (по-немецки), что в переводе означает «Обстановка (или оборудование) холодной войны». Прошу на меня не обижаться сотрудников музея в Кубинке, Центрального музея Вооруженных сил, Музея на Поклонной горе, которые я посещаю минимум раз в год, но именно здесь, во французском Хаттене, мне удалось со всех сторон осмотреть... БРДМ. Очень уж мне нравится эта машина, как, впрочем, и последовавшая за ней БРДМ-2, и другие боевые колесные и гусеничные разведывательные машины. Но ведь советская бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ была своего рода этапной, первой в своем классе, и на момент своего создания (1957) аналогов в мире не имела. Эта машина имела герметичный водоизмещающий корпус, двигатель размещался в его передней части. В средней и кормовой частях находилось боевое отделение, в котором были места командира, механика-водителя и трех разведчиков. Для движения на плаву служил расположенный в корме водомет, позволявший перемещаться со скоростью 9 км/ч — довольно приличной для амфибийных машин. Шестицилиндровый бензиновый двигатель ГАЗ-40П мощностью 90 л.с. на шоссе разгонял 5,6-тонную машину до 90 км/ч. Для повышения проходимости по пересеченной местности помимо четырех основных колес (все ведущие) в средней части машины были смонтированы четыре дополнительных колеса, опускавшиеся с помощью гидроцилиндров. Вооружалась БРДМ установленным на вертлюге 7,62-мм пулеметом СГМБ, с 1962 г. — ПКТ. Именно такая машина (с пулеметом Калашникова) и установлена на площадке Musee de l'Abri de Hatten.