Предыдущая Оглавление Следующая

Mzmag006.jpg Mzmag007.jpg

Автор на фоне сохранившегося фрагмента линии Мажино — пункта артиллерийской корректировки.

Советская спаренная зенитная установка ЗУ-23 (слева), за ней — РЛС кругового обзора П18 с развернутой антенной.

Внутрь сооружения ведут две бронированные двери. Войдя в любую из них, приходится сразу же повернуть по коридору в сторону: прямо напротив двери в стене коридора оборудована бойница, через которую предполагалось вести огонь по солдатам противника, прорвавшимся к входам в бункер. На стенах коридоров, ведущих от дверей внутрь помещения, развешены планы бункера, карта района боевых действий в январе 1945 г., фотография и биография самого А. Мажино, военного министра Франции, по инициативе которого и была в 1929—1934 гг. построена линия укреплений. Кроме того, Мажино был инициатором введения различных социальных льгот для военнослужащих.

Mzmag008.jpg

Командный пункт SKP Garant.

Снаружи бункер «венчают» два бронированных колпака со стеклоблоками, изнутри снизу к ним ведут шахты с лестницами, по которым можно подняться внутрь колпаков и на несколько минут почувствовать себя артиллерийским наблюдателем — защитником линии Мажино. На левом фланге бункера воссоздана пулеметная точка: в бойнице в шаровой установке размещен 7,5-мм пулемет «Гочкис» обр. 1922/23, рядом стоит манекен солдата-пулеметчика, правда, от посетителей их отгораживает стекло. Помимо этого в бункере реконструированы помещения штаба, узел связи, казарма, кухня, столовая, санчасть, склады боеприпасов и продовольствия, котельная, электростанция, системы вентиляции и внутреннего энергоснабжения и т.д.

В коридорах и помещениях расставлены предметы воинской амуниции, образцы стрелкового оружия воевавших здесь армий, имеется даже немецкий мотоцикл «Цундапп» KS600 с манекенами мотоциклистов. Есть также манекены других солдат, вроде бы до сих пор выполняющих свои боевые обязанности: радист принимает (или передает) сообщение, повар готовит на плите обед... Некоторые помещения отгорожены от коридоров стеклянными или канатными загородками, но в большинство можно зайти, «пощупать» оборудование, так что посетитель музея de  Abri может целиком и полностью окунуться в обстановку одного из сооружений линии Мажино. Есть и действующий кинозал, где демонстрируют различные документальные фильмы о Второй мировой, правда, на французском языке.

На самой дальней от входа площадке между двумя советскими «вертушками» Ми-8 стоит командный пункт SKP Garant на базе автобуса Garant 30K, выпускавшегося в ГДР во второй половине 1950-х гг. Предназначался он для обслуживания старта самолетов Як-18, который, как известно, является спортивно-пилотажным, поэтому и окрашен автобус, в отличие от большинства экспонатов музея, не в цвет хаки, а в «гражданскую» заметную красно-белую клеточку. Ми-8, рядом с которыми он стоит, несут опознавательные знаки NVA ГДР (Nationale Volksarmee — Национальная Народная Армия ГДР).

Чуть поодаль от этого «мини-аэродрома» установлена советская спаренная зенитная установка ЗУ-23 на низкорамном двухосном прицепе 2-ПН-4 с откинутыми бортами. При этом сам прицеп и лафет установки закрыты маскировочной сетью, словно на боевой позиции. Кроме того, зенитка, SKP Garant и вертолеты стоят не на асфальте, а на траве или на щебенке, что вместе с растущими прямо на площадке музея деревьями создает имитацию полевых условий. Авиационная техника (опять-таки советская) представлена помимо трех Ми-8 (третий стоит чуть поодаль) реактивным фронтовым бомбардировщиком Як-28, причем с красными звездами советских ВВС. Очевидно, остался от Западной группы войск.

Вся эта техника открывает серию площадок экспозиции под названием Espace Guerre froide (по-французски), Kalter Krieg Einrichtungen (по-немецки), что в переводе означает «Обстановка (или оборудование) холодной войны». Прошу на меня не обижаться сотрудников музея в Кубинке, Центрального музея Вооруженных сил, Музея на Поклонной горе, которые я посещаю минимум раз в год, но именно здесь, во французском Хаттене, мне удалось со всех сторон осмотреть... БРДМ. Очень уж мне нравится эта машина, как, впрочем, и последовавшая за ней БРДМ-2, и другие боевые колесные и гусеничные разведывательные машины. Но ведь советская бронированная разведывательно-дозорная машина БРДМ была своего рода этапной, первой в своем классе, и на момент своего создания (1957) аналогов в мире не имела. Эта машина имела герметичный водоизмещающий корпус, двигатель размещался в его передней части. В средней и кормовой частях находилось боевое отделение, в котором были места командира, механика-водителя и трех разведчиков. Для движения на плаву служил расположенный в корме водомет, позволявший перемещаться со скоростью 9 км/ч — довольно приличной для амфибийных машин. Шестицилиндровый бензиновый двигатель ГАЗ-40П мощностью 90 л.с. на шоссе разгонял 5,6-тонную машину до 90 км/ч. Для повышения проходимости по пересеченной местности помимо четырех основных колес (все ведущие) в средней части машины были смонтированы четыре дополнительных колеса, опускавшиеся с помощью гидроцилиндров. Вооружалась БРДМ установленным на вертлюге 7,62-мм пулеметом СГМБ, с 1962 г. — ПКТ. Именно такая машина (с пулеметом Калашникова) и установлена на площадке Musee de l'Abri de Hatten.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz