Предыдущая Оглавление Следующая

PolA1004.jpg PolA1005.jpg

Авианосец «Мидуэй» (ВМС США, 1940-е гг.).

Баллистическая ракета «Юпитер» (США, 1950-е гг.).

В американском проекте контейнер, служивший, как и в проекте Лафференца, главной и основной частью системы запуска, одновременно выполнял функции и хранилища ракеты, и ее пусковой установки. По замыслу проектировщиков, он представлял собой цилиндр длиной около 35 м с четырьмя крестообразно расположенными в хвостовой части стабилизаторами. Носовая часть закрывалась двустворчатым герметичным люком. Общий вес контейнера и аппаратуры, находящейся в нем, составлял около 70 т. В соответствии с проектом в контейнере должны были размещаться блоки с оборудованием и аппаратурой, необходимыми для подготовки к запуску, а также насосы, баки для жидкого кислорода и спирта, балластные цистерны объемом до 300 т.

Предусматривался запуск баллистической ракеты из контейнера с поверхности воды. С помощью насосов, дистанционно управляемых с подводной лодки, вода из носовых цистерн удалялась, и контейнер занимал вертикальное положение. При этом головная часть контейнера вместе с ракетой выступала над поверхностью воды. По подсчетам специалистов, на подготовку и запуск ракеты потребовалось бы не менее 30 мин.

Предполагалось, что подводная лодка в подводном положении смогла бы буксировать до трех контейнеров при скорости 13 узлов, при буксировке одного контейнера скорость лодки могла достигать 17 узлов. Вместе с тем буксируемые контейнеры существенно ограничивали маневрирование лодки. Этот проект, так же как и немецкий, не был осуществлен в США в силу известных недостатков, однако впоследствии основные идеи запуска ракет с поверхности воды из контейнера нашли отражение в других проектах, например «Гидра» (запуск экспериментальных ракет — прототипов ракет-носителей, 1960-е гг.).

В процессе исследований американские специалисты пришли к выводу о необходимости размещения баллистических ракет непосредственно на борту подводной лодки. Однако осуществление такого замысла натолкнулось на целый ряд технически непреодолимых тогда проблем. Министерство обороны США выступило в феврале 1955 г. с предложением доработать баллистическую ракету «Юпитер» в интересах ВМС, с тем чтобы разместить ее на борту строившихся тогда подводных лодок. Это предложение прозвучало в докладе Совета по национальной безопасности. Но руководство ВМС США, осознав всю серьезность проблемы, решило предложить свой вариант. 8 декабря 1956 г. оно обратилось в министерство обороны США за разрешением самостоятельно разрабатывать ракету для флота. В этом же месяце таковое было получено, и ВМС США под руководством контр-адмирала В.Ф. Рейнборна, возглавлявшего комитет по баллистическим ракетам ВМС, приступили к доработке ракет «Юпитер». Основной задачей этих работ стала возможность увязать управляемую жидкотопливную ракету с корабельными системами. В качестве основы был принят вариант размещения трех-четырех ракет «Юпитер» в вертикальных шахтах в ограждении рубки подводной лодки, что делало его похожим на проект, разрабатывавшийся в то время в СССР.

PolA1006.jpg PolA1007.jpg

Проект размещения модернизированных ракет «Юпитер» на подводной лодке.

Модернизированная ракета «Юпитер».

В декабре 1956 г. проект такой ракеты, обладавшей большей дальностью полета, был готов. Ракета, согласно новому проекту, имела длину 15,3 м вместо 18, 5 м, но больший диаметр — 3,0 м против 2,4 м. Одновременно проводилось изучение способов пуска баллистических ракет и разработка пускового оборудования. Однако в силу ряда причин (риск хранения на борту лодки взрыво- и пожароопасного низкокипящего жидкого топлива, большие габариты ракеты, трудности размещения стартового и специального оборудования и пр.) и в связи с низкой надежностью (из 38 осуществленных к 1957 г. запусков только 29 оказались успешными — 76,5%) и малой точностью наведения баллистических ракет «Юпитер», т.е. низкой эффективностью морского варианта, ВМС отказались от этого проекта, а попытки реализации требований увязки армейской жидкотопливной баллистической ракеты с дизельной подводной лодкой были признаны в США безнадежными. Этот проект пришлось закрыть.

PolA1008.jpg

Проект Лафференца (Германия, 1940-е гг.).

Предыдущая Оглавление Следующая