Предыдущая Оглавление Следующая

«Поларис А-1» — первая американская подводная ракета

При создании баллистической ракеты основными проблемами стали выбор и разработка двигателя, системы управления и системы запуска ракет с погруженной подводной лодки. При определении типа двигателей обеих ступеней баллистических ракет «Поларис» американские специалисты фирмы «Аэроджет Дженерал» остановили свой выбор на ракетном двигателе на твердом топливе (РДТТ). При этом они руководствовались следующими двумя основными положениями: во-первых, РДТТ имеют более простую, легкую и дешевую конструкцию; во-вторых, они постоянно готовы к немедленному использованию, более просты в обслуживании, а безопасность их выше, чем у ЖРД, что, учитывая условия эксплуатации на подводных лодках, представлялось особенно важным. Вместе с тем учитывались и присущие РДТТ недостатки, например меньший удельный импульс, чем у ЖРД. Поскольку баллистическая ракета, запущенная из-под воды с борта подводной лодки, не связана с ней, то система управления полетом должна быть автономной. Система запуска ракеты должна находиться в состоянии постоянной боеготовности, а ее работа — безопасной для подводной лодки.

В 1957 г., после успешного запуска в СССР первого искусственного спутника Земли, появилось решение сократить сроки разработки системы «Поларис» и принять ее на вооружение раньше намеченного срока (1963 г.). Чтобы ускорить создание ракеты и не задерживать развитие атомного подводного флота заданные тактико-технические требования были снижены, в частности, дальность стрельбы ракеты стартовой массы 12,8 т уменьшили с 1500 до 1200 миль (2200 км). В связи с невысокой точностью (КВО составляло более 1 км) эти ракеты с одной ядерной боевой головкой с тротиловым эквивалентом 500 кт предназначались для нанесения ударов по крупным площадным целям — стратегическим объектам, расположенным на побережье и в ближайших районах территории вероятного противника. Так появилось «временное оружие» — первая модификация твердотопливной баллистической ракеты стратегической системы «Поларис» — «Поларис А-1» (UGM-27A).

«Поларис А-1» — двухступенчатая баллистическая ракета подводных лодок (БРПЛ) с последовательным расположением маршевых ступеней. Головной разработчик ракеты — фирма «Локхид». Первоначально планировалось, что эта ракета, разрабатываемая по заказу ВМФ, сможет запускаться с подводных лодок, палуб кораблей и, возможно, с наземных пусковых установок. Предполагалось создать вариант баллистической ракеты «Поларис», предназначенный для запуска с мобильных пусковых установок, базирование которых намечалось на территории стран-участниц НАТО. Однако позже известный конструктор ракет В. фон Браун, оценив возможности этой ракеты, заявил, что она не может использоваться с подобных установок, поскольку не рассчитана на ударные нагрузки и возможный широкий диапазон изменения температуры при эксплуатации в полевых условиях. При проектировании ракеты основное внимание уделялось повышению удельного импульса двигателей, а не температурной и ударной стойкости, поскольку на подводных лодках ракета должна храниться в контролируемых условиях.

Ракета состояла из твердотопливного двигателя первой ступени, соединительного отсека, твердотопливного двигателя второй ступени, переходного отсека и головной части.

РДТТ обеих ступеней БР «Поларис А-1» состоят из корпуса двигателя с передним и задним днищами (фактически — камеры сгорания), соплового блока из четырех неподвижных сопл, органов управления, воспламенителя и топливного заряда в камере сгорания.

Изготовление и снаряжение корпусов РДТТ первой и второй ступеней осуществлялось на заводе фирмы «Аэроджет Дженерал» в г. Сакраменто (шт. Калифорния). Для корпусов применялась ванадиевая низколегированная листовая сталь AMS-256, содержащая не более 0,015% серы и фосфора, с пределом текучести 154 кг/мм2 (по другим данным, листовая катаная сталь 6434). Корпус двигателя изготавливался путем сварки листов. Основной проблемой при таком способе являлось предотвращение деформации корпуса при сварке и термообработке. Поэтому после сварки корпуса РДТТ подвергались термической обработке и гидростатическим испытаниям. Предпринимались попытки изготовления корпусов методом центробежного литья. Несколько таких корпусов были применены на ракетах, прошедших летные испытания. Предполагалось также изготовление днищ (толщина 10±0,05 мм) корпусов методом взрывной штамповки.

PolA1010.jpg PolA1012.jpg

Сравнительные схемы БР «Юпитер» (слева) и «Поларис».

PolA1011.jpg
Схемы РДТТ первой и второй ступеней.
PolA1009.jpg

Баллистическая ракета «Поларис А-1».

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz