Вторая партия CTLS-4 в составе 52 единиц, хотя и была отправлена из Штатов, по месту назначения не попала: судно, на котором перевозили эти танки, потопила японская подводная лодка (встречается также утверждение, что эти танки попали в Австралию). Остальные танки в связи с падением Голландской Ост-Индии так и остались в США.
Единственными неоккупированными территориями Королевства Нидерланды оставались колониальные владения в Карибском море и Южной Америке. Эти земли имели очень большое значение: на Нидерландских Антильских островах действовали заводы, перерабатывающие венесуэльскую нефть, а Голландская Гвиана (Суринам) обеспечивала свыше половины потребности промышленности США в бокситах. Для усиления обороны в мае 1942 г. в Суринаме началось формирование смешанной моторизованной бригады (Gemotoriseerde Gemengde Brigade). В ее составе был создан и танковый батальон. Офицерами он был укомплектован за счет тех военнослужащих, что на момент начала войны с Японией проходили подготовку в США, а рядовой состав был прикомандирован из Отряда морской пехоты Голландской Гвианы (более 80 чел.) и пехотной бригады «Принсесс Ирене» (225 чел.).
В общей сложности к 1943 г. в Голландскую Гвиану было доставлено 74 танка: 28 CTLS-4TAC/TAY, 26 CTMS-1TBI и 20 MTLS-1GI4. Однако постоянно использовалась только часть машин, остальные находились на хранении. Причин тому две: во-первых, угроза захвата Голландской Гвианы к 1943 г. была явно нереальной, а во-вторых, танковый батальон очень скоро лишился большинства своего личного состава. Уже в сентябре 1943 г. морские пехотинцы убыли для обучения амфибийным операциям в США, а вскоре в Англию отправилась бригада «Принсесс Ирене». Дальнейшее послевоенное сокращение привело к тому, что в Суринаме осталась единственная танковая рота с десятью танками CTMS-1TBI, один из которых был переоборудован в БРЭМ. По состоянию на 1952 г. эксплуатировалось восемь машин, а еще 40 находилось на консервации. Последние два танка Marmon-Herrington в Голландской Гвиане были списаны в 1957 г. В зарубежных источниках встречается предположение о том, что часть танков из Суринама в 1946 г. была переброшена в Ост-Индию, поскольку в составе голландских войск там числилось несколько танков Marmon-Herrington. Но все-таки следует признать маловероятным, чтобы голландцы тащили устаревшую технику за тридевять морей, в то время как в Ост-Индии они получили от англичан и американцев гораздо более совершенные «Стюарты» и «Шерманы». Возможно, те несколько танков Marmon-Herrington — это машины, пережившие японскую оккупацию и вернувшиеся к своим прежним хозяевам.
Тактико-технические характеристики танков фирмы Marmon-Herrington
CTVL |
CTL-3 |
CTL-3A |
CTL-6 |
CTLS-4TAC |
CTMS-1TBI |
CTM-3TBD |
|
Экипаж, чел. |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
3 |
3 |
Боевая масса, т |
4,3 |
4,95 |
6,7 |
7,62 |
11,34 |
9,44 |
|
Длина танка, мм |
1830 |
3505 |
4203 |
||||
Ширина, мм |
1921 |
2083 |
2337 |
||||
Высота, мм |
1616 |
2108 |
2451 |
||||
Толщина брони, мм |
12,7 |
6,35 |
6,35 |
11 |
12,7—25,4 |
12,7—25,4 |
11 |
Вооружение: |
|||||||
- пушка |
- |
- |
- |
- |
- |
1х37-мм |
- |
- пулеметы |
2x7,62 |
1x12,7; 2x7,62 |
3x7,62 |
3x7,62 |
3x7,62 |
3x7,62 |
2x12,7; 3x7,62 |
Мощность двигателя, л.с. |
110 |
124 |
124 |
124 |
174 |
123 |
|
Максимальная скорость, км/ч |
48 |
53 |
53 |
48 |
48 |
||
Запас хода, км |
200 |
200 |
100 |
200 |
Таким образом, заказав 628 танков, голландцы реально получили 99 (25 в Ост-Индии и 74 в Гвиане), а использовали в бою лишь семь из них.
![]() |
![]() |
Танки CTMS-1TBI армии Эквадора. |
Гватемальский CTMS-1TBI. |
Какова же была судьба остальных танков? Легкие танки CTLS-4 были приняты армией США под обозначением Т14. Более того, фирме Marmon-Herrington было заказано еще 240 машин Т16— несколько усовершенствованного варианта CTLS-4 (отметим в скобках, что в американских публикациях проскальзывают довольно туманные упоминания о так называемом «китайском заказе» танков CTLS-4, конфискованном армией США. Возможно, Т16 — это и есть загадочный «китайский заказ»). Поставки их американской армии начались в июле 1942 г. Т14/Т16 использовались в основном в учебных целях. Лишь небольшая часть попала в боевые подразделения на Аляску и Алеутские острова. В мае 1943 г. эти танки поддерживали части 7-й пехотной дивизии при штурме о. Атту, оккупированного японцами. К настоящему времени в США сохранился единственный CTLS-4TAC, использовавшийся до 1960 г. на авиабазе Грейт Фоллс в шт. Монтана в качестве шасси для подъемного крана. Но эта машина имеет «неродной» двигатель, демонтированную башню и измененную до неузнаваемости верхнюю часть корпуса.
Три десятка CTMS-1TBI правительство США передало в рамках ленд-лиза латиноамериканским государствам. Такими машинами обзавелись армии Эквадора (12 единиц), Кубы (8), Гватемалы (6) и Мексики (4 танка). В Латинской Америке танки Marmon-Herrington служили долго. Скажем, на Кубе в момент революции в январе 1959 г. в строю все еще находилось пять таких машин. Немногочисленные танки в армиях латиноамериканских государств были предметом гордости и заботы. К примеру, в Эквадоре в качестве музейных экспонатов и памятников сохраняется пять CTMS-1TBI.
Что же касается танков MTLS-1GI4, то каких-либо сведений об их судьбе (за исключением уже упоминавшейся поставки 20 единиц в Голландскую Гвиану) обнаружить не удалось. Вполне вероятно, что оставшиеся 180 машин, равно как и большинство CTMS-1TBI, так и не были изготовлены.