«Меркава» — вероятно, единственный современный танк с пружинной подвеской.
Подвеска модификации Мк3 «Меркава» улучшена. На ней также применяются сдвоенные пружинные рессоры. Качающаяся часть всех балансиров направлена в сторону кормы, что уменьшает жесткость встречи катков с неровностями. На первых и шестых узлах подвески установлены гидравлические ограничители хода катков, на всех двенадцати узлах — гидравлические лопастные амортизаторы и механические ограничители хода (в некоторых источниках, в частности, в справочнике Jane's Armour and Artillery 1998—1999, c.51—55, говорится про восемь амортизаторов — на первых, вторых, пятых и шестых узлах подвески). Полный ход катка составляет 604 мм (!), что почти в два раза больше, чем у быстроходного Т-72, а динамический — 304 мм. Можно предположить, что такая подвеска имеет высокую удельную потенциальную энергию и обеспечивает очень высокую плавность хода.
Подвеска «Меркав» всех модификаций расположена снаружи и не занимает внутренний объем танка. Повышенная уязвимость подвески частично компенсируется применением бортовых экранов. Особым достоинством подвески «Меркавы» является сравнительная простота ее обслуживания и высокая ремонтопригодность.
Независимая подвеска с листовой рессорой была использована на немецком легком танке Pz.II модификаций А, В и С.
Система подрессоривания Pz.II состоит из пяти одинаковых узлов подвески на борт. В узле подвески листовая четвертьэллиптическая рессора одним концом жестко закреплена в балансире, а другим концом упирается через ролик на корпус. Ось составного сварного балансира коробчатого сечения установлена в игольчатых подшипниках. Ход катка ограничен упором.
Конструкция подвески сравнительно простая, но для легкого танка жесткая (полный ход катка 97 мм, с=255-340 кг/см). Наружная установка рессор повышает уязвимость подвески. Использование листовой рессоры в качестве упругого элемента позволило отказаться от применения амортизаторов: между листами рессоры существуют силы трения, что повышает демпфирующие свойства подвески.
![]() |
![]() |
Узел индивидуальной пружинной подвески танка Меркава» Mk. III. |
Узел подвески Pz.ll. |
![]() |
«Меркава» Mk. I имеет значительный динамический и полный ходы катка.
|
![]() |
Схема подвески немецкого легкого танка Pz.ll.
|
Независимая торсионная подвеска получила широкое распространение в современном танкостроении.
Торсион (вал, работающий на кручение) в качестве упругого элемента подвески начал применяться в автомобилестроении еще с 1920-х гг. (гоночные автомобили Томаса Перри 1920 и 1926 гг.), а в 1930-е гг. получил широкое распространение. К 1938— 1939 гг. торсионы использовались в подвесках серийных машин таких известных фирм, как БМВ, «Ситроен», «Пежо», «Рено», «Альфа-Ромео», «Ланчиа» и др.
Одними из первых индивидуальную торсионную подвеску в серийных машинах применили шведы на легком танке «Ландсверк» L-100 в 1934 г., с октября 1938 г. индивидуальную торсионную подвеску начали устанавливать немцы на своем среднем танке Pz.III Ausf.E. В Советском Союзе торсионная блокированная подвеска была опробована в 1936 г. на опытном малом танке, индивидуальная — в начале 1938 г. на опытном варианте среднего Т-28, а на серийных машинах — с 1939 г. (легкий Т-40, тяжелый KB-1).