Предыдущая Оглавление

Второй вариант заключается в определении специальными датчиками профиля пути перед гусеничной машиной. При преодолении единичных неровностей, высота которых меньше динамического хода катка, САР должна поочередно уменьшать жесткость узлов подвески таким образом, чтобы со стороны узла подвески катка, движущегося по неровности, на корпус танка передавалось такое же усилие, как с остальных. Таким образом, максимально уменьшается влияние одиночных неровностей на колебания танка. В идеальном случае корпус танка при прохождении по таким неровностям вообще не будет подвержен внешним возмущениям. При преодолении больших неровностей, которые могут вызвать пробой подвески, жесткость узлов подвески, наоборот, увеличивается.

При движении по поверхности с мелкими неровностями, вызывающими высокочастотные вибрации (тряску), снижается жесткость всех узлов подвески. Такого решения в данном случае достаточно, а отслеживать прохождение отдельных катков по высокочастотному микропрофилю поверхности проблематично как из-за необходимости реализации высокого быстродействия САР, так и из-за инерционности исполнительных механизмов активной подвески.

Третий вариант совмещает в себе два предыдущих. САР в этом случае отслеживает и профиль пути, и колебания корпуса.

Наиболее подходящими из существующих подвесок для работы с САР можно считать пневматические подвески с изменяемым клиренсом, такие как подвеска БМД. В этой подвеске использование САР для изменения характеристик как рессоры, так и амортизатора возможно с минимальными доработками конструкции.

В существующих торсионных подвесках применение САР возможно для изменения характеристик демпфирования амортизаторов. В этом случае целесообразно использовать первый вариант САР совместно с упоминавшимися ранее реологическими амортизаторами.

В работе использованы материалы из архивов моего отца, профессора Чобитка Валентина Александровича, который внес значительный вклад в развитие теории подрессоривания гусеничных машин. Эта работа посвящена его светлой памяти.

Литература

1.    Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. В 3-х т. Т. 3. — 5-е изд., перераб. и доп. М., Машиностроение, 1978.

2.     Буров С.С. Конструкция и расчет танков. М., ВАБТВ, 1973.

3.     Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т./Ред. В.Н. Челомей (пред.). — М.: Машиностроение, 1980: Т.З. Колебания машин, конструкций и их элементов/Под ред. Ф.М. Диментберга и К.С. Колесникова. 1980.

4.     Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т. /Ред. В.Н. Челомей (пред.). — М.: Машиностроение, 1981:Т.4. Вибрационные процессы и машины/Под ред. Э.Э. Лавендела. 1981.

5.     Вибрации в технике: Справочник. В 6-ти т. / Ред. В.Н. Челомей (пред.). — М.: Машиностроение, 1981: Т.6. Защита от вибраций и ударов / Под ред. К.В.Фролова. 1981.

6.     Волков П.М. Конструкция и расчет подвесок гусеничных машин. — М.: Машгиз, 1947.

7.     Вопросы подрессоривания танка и бронетранспортера (труды семинара кафедры №15). Труды Академии. Инф. сборник №49. — М.: ВАБТВ, 1959.

8.     Груздев Н.И., Волков П.М. Подвески (торсионные, резиновые) и амортизаторы. — Ташкент: ВА механизации и моторизации им. И.В.Сталина, 1942.

9.    Дмитриев А.А., Смотрицкий М.И., Чобиток В.А. Торсионная подвеска транспортного средства. А.С. СССР №286522 от 21.08.1970, приоритет от 24.06.1968 г.

10.  Дмитриев А. А., Чобиток В. А., Тельминов А.В. Теория и расчет нелинейных систем подрессоривания гусеничных машин. — М.: Машиностроение, 1976.

11.   Забавников Н.А. Основы теории транспортных гусеничных машин. — М.: Машиностроение, 1975.

12.   Колебания в транспортных машинах. Монография / Е.Е. Александров, Я.В. Грита, В.В. Дущенко, В.В. Епифанов, Н.В. Кохановский, Н.Г. Медведев, В.П. Панкратов. — Харьков: ХГПУ, 1996.

13.   Мураховский В.И., Павлов М.В., Сафонов Б.С, Солянкин А.Г. Современные танки. — М.: Арсенал-Пресс, 1995.

14.   Наставление по танко-техническому обеспечению. Изд. МО СССР.

15.   Нежинцев А.И. Исследование плавности хода гусеничных артиллерийских тягачей. Автореферат диссертации КТН, вып. на каф. ВА Тыла и Транспорта. — М.: МВТУ им. Н.Э. Баумана, 1962.

16.   Никитин А.О. К вопросу о выборе основных параметров подвески танка. Труды Академии. Инф. выпуск №30. — М.: ВАБТВ, 1958.

17.   Никитин А.О., Сергеев Л.В., Тарасов В. В. Теория танка. — М.: ВАБТВ, 1956.

18.   Никитин А.О., Сергеев Л. В. Теория танка. — М.: ВАБТВ, 1962.

19.   Отечественные бронированные машины. XX век. Научное издание. В 4т./Солянкин А.Г., Павлов М.В., Павлов И.В.,Желтов И.Г./Том 1. Отечественные бронированные машины. 1905—1941 гг. — М.: ООО «Издательский центр «Экспринт», 2002.

20.   Памятка по эвакуации машин с поля боя. — М.: Воениздат НКОСССР, 1941.

21.   Пенков В.Г. Специальная терминология. Пособие для слушателей (курсантов) 3-го инженерного факультета. — К.: КВТИУ, 1986.

22.   Прочко Е.И. Легкие танки Т-40 и Т-60. Бронеколлекция. Приложение к журналу «Моделист-Конструктор», №4(13) 1997.

23.   Раймпель Й. Шасси автомобиля. Амортизаторы, шины и колеса/Пер. с нем. В.П.Агапова; Под ред. О.Д. Златоврацкого. — М.: Машиностроение, 1986.

24.   Раймпель Й. Шасси автомобиля. Элементы подвески / Пер. с нем. А.Л. Карпухина; Под ред. ГГ. Гридасова. — М.: Машиностроение, 1987.

25.   РотенбергР.В. Подвеска автомобиля. Изд. 3-е, переработ, и доп. — М.: Машиностроение, 1972.

26.   Руководство по материальной части и эксплуатации танка Т-1 ОМ. — М.: Воениздат, 1960.

27.   Саенко М.В., Чобиток В.В. Основной боевой танк Т-64. Серия «Военный музей». — М.: Экспринт, 2002.

28.   Сергеев Л.В. Теория танка. — М.: ВАБТВ, 1973.

29.   Талу К.А. Конструкция и расчет танков. — М.: ВА БТВ, 1963.

30.   Танк БТ-7. Руководство службы. — М.: Воениздат НКО СССР, 1941.

31.  ТанкМ4А2. Руководство. — М.: Воениздат НКО, 1945.

32.   ТанкТ-34. Руководство. — М.: Воениздат НКО, 1944.

33.   Техническое руководство по легкому танку МЗ. Издание Амторга, 1942.

34.  Техническое руководство по танку «Валентин VII». Amtorg Trading Corporation, New York, U.S.A., 1942.

35.  Тракторы. Теория. Учебник для студентов вузов по спец. «Автомобили и тракторы» / В.В. Гуськов, Н.Н. Велев, Ю.Е. Атаманов и др.; Под общ. ред. В.В. Гуськова. — М.: Машиностроение, 1988.

36.  Тяжелый танк. Руководство. — М.: Воениздат НКО, 1944.

37.   Федоров В.А., Чобиток В.А., Домашенко С.А., Федоров С.А. Гидроамортизатор. А.С. СССР №1498110 от 1.04.1989 г., приоритет от 10.03.1987 г.

38.  Чобиток В.А. О потерях мощности в системе подрессоривания танков. Труды Академии. Инф. выпуск № 107. — М.: ВАБТВ, 1963.

39.   Чобиток В.А., Тельминов А. В. Состояние и перспективы развития систем подрессоривания зарубежных танков//Рабочие материалы по теме «Блокировка-13». —М.: ВАБТВ.

40.  Чобиток В.А., Тельминов А.В., Шевченко Л .П. Анализ конструкций систем подрессоривания зарубежных танков // Рабочие материалы по теме «Блоки-ровка-13». — М.: ВАБТВ.

41.   Чобиток В.А. Теория движения танков и БМП. Учебник. — М.: Воениздат, 1984.

42.  Чобиток В.А., Данков Е.В., Брижинев Ю.Н. и др. Конструкция и расчет танков и БМП. Учебник. — М.: Воениздат, 1984.

43.   57-мм самоходное орудие СУ-57. Руководство службы. — М.: Воениздат НКО, 1944.

44.   Fletcher D. The great tank scandal. British armour in the Second World War. Part 1. London: HMSO Books, 1989.

45.  Schreier F. The Modern Battle Tank. Part 3: Mobility — 3. Suspensions // DPU #22, 23.

46.  Jane's Armour and Artillery 1998—1999.

The Tiger Tank: A British View. Edited by David Fletcher. London: HMSO Books, 1986.

Предыдущая Оглавление