Предыдущая Оглавление Следующая

МиГ-19 — первый отечественный серийный сверхзвуковой самолет — стал таковым скорее вопреки, а не благодаря своим аэродинамическим особенностям: скругленным передним кромкам крыла и губам лобового воздухозаборника. Умеренная сверхзвуковая скорость достигалась высокой тяговооруженностью: МиГ-19 стал единственным двухдвигательным одноместным истребителем за два десятилетия, прошедших от МиГ-9 до МиГ-25 и Су-15. В сочетании с умеренной нагрузкой на крыло высокая тяговооруженность определяла близость ряда параметров МиГ-19 к появившимся в 1970-е гг. истребителям четвертого поколения. Несколько десятилетий МиГ-19 и его местные модификации выпускались в Китае. Но в СССР он не прижился: спустя пять лет на производственных линиях заводов его сменили по-настоящему сверхзвуковые МиГ-21, Су-9 и Су-11. Система управляемого ракетного вооружения по сути повторяла созданную для МиГ-17, хотя число ракетоносных МиГ-19 было намного больше.

К сожалению, надежность радиоэлектронного оборудования МиГ-19ПМ оказалась еще ниже, чем у его предшественника — «пушечного» МиГ-19П. Значительно ухудшились и летные характеристики. Так, максимальная скорость едва превышала звуковую: большое сопротивление пилонов с ракетами снизило ее с 1452 до 1250 км/ч. В сочетании с частыми отказами системы управления (прежде всего радиолокатора «Изумруд-2М») и отсутствием артиллерийского вооружения это еще больше испортило репутацию самолета. Лишь к концу периода эксплуатации МиГ-19ПМ удалось добиться приемлемых характеристик надежности аппаратуры. В начале 1960-х гг. после оснащения более совершенной аппаратурой наведения «Лазурь» перехватчики получили обозначение МиГ-19ПМЛ.

С выпуском К-5М работы по дальнейшей модернизации ШМ в ОКБ-2 не завершились. В марте 1956 г. выпустили эскизный проект по еще одной модификации — К-5С. Базируясь на уже имевшихся результатах пусков, на этом варианте предлагалось радикально решить проблему относительно невысокой эффективности ракет этой системы вооружения. Как отмечал в своих воспоминаниях, написанных в 1980-е гг., генерал-полковник Ю.В. Вотинцев, «эффективность поражения целей ракетами РС-2УС составляла всего лишь 0,6—0,7».

Действительно, при испытаниях на земле осколки боевых частей этих ракет с пятиметрового расстояния пробивали броневой лист толщиной 10—12 мм. Но это лишь свидетельствовало об уровне поражающего действия собственно боевых частей. Как неоднократно показывали результаты испытательных пусков, ракеты далеко не всегда оказывались на таких расстояниях от цели. Для самолетов, представлявших собой многотонные и многометровые объекты, далеко не каждое попадание осколков ракеты могло оказаться смертельным.

Наименование

РС-1У

РС-2У

РС-2УС

Дальность пусков в ЗПС, км

2-3

1,95-5,2

2-6

Высота полета целей, км

5-10

0,7-16

0,8-20

Скорость целей, км/ч

до 1600

до 1600

до 1600

Масса ракеты, кг

74,25

82,6

84

Масса боевой части, кг

9,25

13

13

Длина ракеты, м

2,356

2,45

2,45

Диаметр ракеты, м

0,2

0,2

0,2

Размах крыла (с трассерами), м

0,549

0,65

0,65

Решение, принятое в ОКБ-2 в начале 1956 г., выглядело действительно радикальным: значительно увеличить массу боевой части ракеты при соответствующей доработке двигателя. По всем расчетам выходило, что эффективность такой «подросшей» ракеты РС-2У значительно повысится даже при сохранении неизменной величины промаха. На К-5С планировалось установить и более совершенный радиовзрыватель, аналогичный разрабатываемому в то же время для ракеты К-6. По расчетам, для поражения тяжелого бомбардировщика достаточно было всего двух ракет, а не четырех, как это требовалось при использовании РС-2У. Стоимость же каждой К-5С лишь ненамного превышала стоимость РС-2У, а значит, затраты на решение боевой задачи снижались почти вдвое.

RuAAM032.jpg RuAAM033.jpg

Подвеска ракеты К-51 на пилоне под крылом МиГ-21.

Но К-5С не состоялась. Сначала не хватило возможностей истребителей-перехватчиков: вдвое более тяжелые ракеты потребовали и более мощных узлов подвески, укрепления крыльев. Позже, по мере приближения летных испытаний К-6, первоначальный интерес к этой работе окончательно угас.

Ракета К-51 (РС-2УС, «изделие ИС»)

Уже во второй половине 1950-х гг. система К-5 рассматривалась как устаревшая и не планировалась к применению на перспективных самолетах. Однако обстоятельства сложились так, что с некоторыми доработками она стала основой вооружения Су-9 — наиболее скоростного и высотного советского перехватчика первой половины 1960-х гг.

Прототип этого самолета Т-3 предполагалось вооружить более современными ракетами типа К-7 или К-6, но обеспечивающая их применение РЛС «Алмаз-3», как и станции семейства «Изумруд», включала две антенны, что затрудняло ее размещение в сверхзвуковом воздухозаборнике. В попытках довести скорость Т-3 до уровня его аналога со стреловидным крылом, фронтового истребителя С-1, перехватчик оборудовали аналогичным воздухозаборником. Первоначально эти работы носили чисто экспериментальный характер, так как предполагалось, что в небольшом центральном теле не удастся разместить ничего, кроме радиодальномера.

Однако к этому времени в КБ-1 коллектив ОКБ-41 под руководством К.Н. Патрухина, используя наработки по головкам самонаведения крылатых ракет, сумел разработать достаточно эффективную самолетную РЛС ЦД-30, способную, в частности, обеспечить наведение очередной модификации ракет семейства К-5М. Превосходство над ранее созданными РЛС семейства «Изумруд» было достигнуто применением новой элементной базы, намного более мощного передающего устройства и высокочувствительного приемника, реализацией единой антенны Кассегрена взамен двух параболических. Антенну можно было разместить в центральном теле воздухозаборника, что обеспечивало требуемые аэродинамические характеристики и упрощало эксплуатацию. Чуть больше года потребовалось специалистам КБ-1 для того, чтобы пройти путь от первых чертежей до выпуска опытной партии РЛС. По результатам проектно-конструкторских проработок 28 декабря 1957 г. вышло постановление, обязывающее ОКБ П.О. Сухого оснастить Т-3 РЛС ЦД-30 и ракетами К-5М.

Предыдущая Оглавление Следующая