Характеристики ракет семейства К-13
Наименование |
Р-3С |
Р-3Р |
Р-13М |
Дальность пусков в ЗПС, км |
1,2-7,6 |
1,5-10 |
0,3-15 |
Высота целей, км |
0,2-22 |
1-20 |
0,02-25 |
Скорость целей, км/ч |
до 1800 |
до 1800 |
до 2500 |
Масса ракеты, кг |
75,6 |
83,5 |
90 |
Масса боевой части, кг |
11,3 |
11,3 |
11,3 |
Длина ракеты, м |
2,840 |
3,417 |
2,837 |
Диаметр ракеты, м |
0,127 |
0,127 |
0,127 |
Размах крыла, м |
0,53 |
0,53 |
0,63 |
Для обеспечения пусков в переднюю полусферу силами конструкторов киевского «Арсенала» во главе с И.Н. Полосиным началась разработка новой высокочувствительной ГСН «Иней» с охлаждением жидким азотом. Азот хранился под давлением 250 кг/см2 в цилиндрическом баллоне емкостью 8 л, размещенном на новой пусковой установке.АПУ-13МТ. Масса пусковой установки возросла с 32 до 53 кг.
Для повышения маневренных возможностей несколько увеличили площадь рулей. Ракету оснастили новым радиолокационным неконтактным взрывателем «Синица». Предохранительно-исполнительный механизм «Галка» располагался перед новой стержневой боевой частью конструкции НИИ ХМ. Оси роллеронов наклонили на 45° назад. Усовершенствованный энергоблок обеспечивал минутную, почти втрое большую по сравнению с К-13А, продолжительность полетного функционирования ракеты, что в сочетании с улучшенной аэродинамикой и новым, более мощным двигателем ПРД-240 с зарядом твердого топлива, прочно скрепленным с корпусом, позволило вдвое увеличить максимальную дальность пуска. Этим, в частности, достигалась возможность поражения целей, летящих со скоростью до 2500 м/с.
Специфический характер задания способствовал оперативному развертыванию работ. Уже до конца 1967 г. была изучена трофейная матчасть, выпущен не только аванпроект, но и рабочие чертежи, изготовлены модели для продувок в аэродинамических трубах. В следующем году дело дошло до «железа», и темп замедлился — не было ГСН, двигателя, взрывателя. Тем не менее велось изготовление пусковых («изделие 382»), программных («383»), телеметрических («385») ракет, не говоря уже о весогабаритных макетах («381»). Были собраны и четыре пусковые установки АПУ-13МТ.
В 1969 г. четырьмя пусками с наземных пусковых установок начались летные испытания. Два баллистических и два программных пуска выполнили с МиГ-21С №102, оснащенного еще в 1968 г. всем необходимым для проведения испытаний модификации ракеты К-23 с тепловой ГСН, включая доработанную РЛС. Кроме того, еще два пуска программных К-13М осуществили с МиГ-21ПФ №941203, успешно завершившего в 1968 г. программу баллистических пусков первых К-23 и дооборудованного под К-13М.
В следующем году испытания продолжились (с участием этих МиГ-21) пусками шести телеметрических и двух боевых ракет с ГСН «Иней-68»,а также трех телеметрических изделий с усовершенствованной ГСН «Иней-70». Сперва наземными пусками, а затем и экспериментальным пуском с МиГ-23 велась отработка пусковых установок АПУ-С, обеспечивающих применение ракет при перегрузке носителя до двух единиц.
В 1971 г. с завершением заводских и с переходом к первому этапу государственных испытаний к отработке ракет были подключены МиГ-21СМТ №1114 и 421, МиГ-21С №410, а также МиГ-23 №1016, 1020, 1612. Всего осуществили 21 пуск, при этом ракеты уже оснащались только ГСН «Иней-70». В 1972 г. начался второй этап государственных испытаний, который завершили 8 января 1973 г., выполнив 36 пусков.
Ракета была официально принята на вооружение постановлением партии и правительства от 3 января 1974 г. и получила обозначение Р-13М: традиция индексов типа Р-3 была окончательно прервана. В серийное производство и эксплуатацию К-13М поступила в 1971 г. На московском заводе «Коммунар» она выпускалась с 1971 по 1988 г., при этом головки самонаведения «Иней-70» поставлялись из Германской Демократической Республики народным предприятием «Карл Цейс Йена». Максимальная дальность пусков в заднюю полусферу увеличилась до 15 км, диапазон ракурсов довели до 3/4. Кроме того, обеспечивалась возможность пусков в переднюю полусферу при ракурсах до 4/4 по цели с двигателем, работающим на форсаже, а также с носителя, маневрирующего с перегрузкой до 3,7 единиц. В 1974 г. было выполнено 26 пусков для устранения замечаний Госкомиссии, в том числе и по Ту-16, стоявшим на земле с работающими двигателями.
В последующие годы проводилась увязка Р-13М с самолетами-носителями новых модификаций. В 1974 г. прошли испытания Р-13М в составе вооружения МиГ-21 бис №24, через год — на МиГ-23М №2503, МиГ-21бис №01 и 03, МиГ-21 №1116. В 1978 г. отработка велась также на МиГ-23МЛ №1306 и 5302. В 1979 г. К-13М испытывались на экспортной модификации истребителя-бомбардировщика Су-22 №33-01.
В 1980—1981 гг. испытывалась новая модификация пусковой установки АПУ-13БС-1, предназначенная для МиГ-23МЛ и МиГ-31. Ракета Р-1ЗМ в конце 1970-х гг. рассматривалась в качестве дополнения к главному калибру МиГ-31 - ракетам К-33. Соответствующий вариант: оснащения прошел в 1981 г. испытания на МиГ-31 №0302, 0304, 0201 и 0203. Однако в дальнейшем в качестве вспомогательного калибра МиГ-31 приняли ракеты семейств К-40Д и Р-60.
В 1980-е гг. испытывалась ракета К-13МУ с усовершенствованной ГСН «Иней-80» с новым фотоприемником ФРО-51-60. В 1985 г. 15 пусками были поражены МиГ-21 и парашютные мишени М-6.
В соответствии с постановлением партии и правительства от 26 декабря 1968 г. для МиГ-21С разрабатывалась ракета К-13МК («изделие 380.1») с комбинированной теплорадиолокационной ГСН ПАРГ-50ВВ. Как и следовало ожидать, создание подобной ГСН, особенно для такой легкой ракеты, как К-13, оказалось очень сложной задачей. Основные элементы опытных ракет изготовили в 1972 г., но до 1974 г. отсутствовали комбинированные ГСН. Только в 1975 г., после принятия основного (теплового) варианта на вооружение, К-13МК была доведена до стадии летных испытаний. Провели девять пусков по парашютным и самолетным мишеням, после чего работы в этом направлении прекратились.
Несмотря на двукратное повышение дальности в сравнении с исходной Р-3С, ракеты Р-13М все-таки не удовлетворяли требованиям к вооружению фронтовых истребителей. Типовой целью для них являлись истребители и истребители-бомбардировщики вероятного противника — высокоманевренные самолеты, явно не склонные продолжать прямолинейное и равномерное движение, будучи атакованными советскими «соколами». И Р-3С, и Р-13М были ограничены в условиях применения перегрузкой носителя не более двух единиц, соответствующей столь же «лихому» маневрированию самолета противника. Кроме того, при небольшом угле захвата ГСН ракеты К-13 наводились на цель соответствующей ориентацией продольной оси ракеты, а следовательно, и самолета-носителя. Тем самым для наведения ракеты требовалось решение задач пилотирования, по сложности почти не уступающее прицеливанию для открытия пушечного огня: противник хотел жить и изо всех сил старался выйти из-под удара.
Р-13М1 («изделие 380М»).