Предыдущая Оглавление Следующая

В августе 1972 г. закончился этап испытаний главного конструктора. В течение года с МиГ-21СМТ №1110 провели одиннадцать пусков по мишени МиГ-17.

В целом в ходе 17 пусков, выполненных в 1971 г., и 43 — в 1972 г. было сбито семь МиГ-17 и Ла-17. Завершению испытаний в том же 1972 г. помешала испортившаяся погода — удалось провести 32 пуска по МиГ-17 и Ла-17, пять мишеней было сбито. Ракету рекомендовали принять в серийное производство. На следующий год решили отложить только одну стрельбу по МиГ-17, однако фактически объем испытаний многократно увеличился: всего осуществили более полусотни пусков. Государственные испытания проводили с МиГ-21 и МиГ-23, при этом к ранее задействованным самолетам добавился серийный МиГ-23 №0021.

С учетом малых габаритов и веса ракет для их применения вначале использовали пусковую установку АПУ-62 на три изделия, с которой и началась летная отработка. В ходе испытаний выявилась необходимость создания пусковых установок на два и одно изделие. Стало ясно, что К-60, как правило, будут использоваться в составе смешанного самолетного вооружения, в сочетании с более мощными и дальнобойными ракетами. Поэтому в дальнейшем практическое распространение получили АПУ-60-l с одной направляющей массой 32 кг и АПУ-60-Н с двумя направляющими, весящая всего на 2 кг больше. Последняя имела правое и левое исполнение и применялась в основном на МиГ-23МЛ, МиГ-25, МиГ-27 и МиГ-29. Пусковые установки в вариантах АПУ-60-М и АПУ-60-1МД крепились к балочным держателям, а в модификациях АПУ-60-1ДБ1 и АПУ-60-1ДБ2 — непосредственно к консолям крыла самолета-носителя. Выпуск АПУ-60-Ш для трех ракет ограничился опытной партией.

В 1973 г. успешно завершились государственные испытания ракеты на МиГ-21 и МиГ-23 №2503, 1201, 1901, 1231. Постановлением от 18 декабря 1973 г. К-60 под наименованием Р-60 была принята на вооружение — на два года ранее, чем аналогичная французская ракета «Маджик».

RuAAM082.jpg

Р-60 («изделие 62»).

Срок разработки К-60 — около четырех лет — оказался рекордно коротким по сравнению с другими оригинальными отечественными ракетами, процесс создания которых затягивался на 8—9 лет и более. При эксплуатации в войсках ракеты впервые не требовали проведения регламентных работ. После появления фотографий МиГ-23 с Р-60, сделанных с борта зарубежного самолета, новая советская ракета получила кодовое наименование АА-8 Aphid.

Ракета Р-60 применяется с дистанции до цели до 7,2 км. Данное значение обеспечивается на высоте около 12 км,а вблизи земли дальность уменьшается почти втрое.

RuAAM084.jpg

Р-60М («изделие 62М»).

Пуск можно осуществлять при перегрузке носителя до 7 единиц. Угол захвата ГСН составляет 5°, после чего автосопровождение цели ведется в диапазоне углов до 30—35°.

Серийное производство ракет велось на заводе «Коммунар» в Москве (с 1973 по 1985 г., включая модернизированный вариант Р-60М), Ижевском механическом заводе и Тбилисском авиационном заводе.

RuAAM083.jpg

Испытания продолжались и в 1974 г., в основном для обеспечения устойчивости работы двигателя МиГ-23, в том числе при залповом пуске пары ракет, в ходе которого сбили МиГ-17 и парашютную мишень. Пуски Р-60 проводились и с МиГ-21 бис №24. Отрабатывалась система целеуказания от прицела ПФЦ-21 . Проводились работы по совершенствованию ГСН «Комар», при этом были успешно поражены энергично маневрирующий МиГ-17 и однотипный самолете работающим двигателем, стоящий на земле. Был разработан эскизный проект по применению Р-60 на МиГ-29.

Расширялась и номенклатура самолетов-носителей Р-60. Еще в 1973 г. успели выполнить четыре пуска с Су-15ТМ №03-02. В следующем году завершились государственные испытания ракеты Р-60 в составе вооружения Су-15ТМ: было осуществлено 19 пусков по беспилотным МиГ-17. В 1977—1978 гг. пуски Р-60 проводились с немодернизированной модификации Су-15 — самолета №02-02. Под применение Р-60 в 1973 г. переоборудовали также Су-17М №51-01.

Наименование

Р-60

Р-60М

Дальность пусков в ЗПС, км

0,3-7,2

0,2-8

Дальность пусков в ППС, км

-

15

Высота целей, км

0,03-20

0,023-24

Скорость целей, км/ч

до 2500

до 2500

Масса ракеты, кг

43,5

44

Масса боевой части, кг

3,0

3,5

Длина ракеты, м

2,095

2,138

Диаметр ракеты, м

0,2

0,2

Размах крыла, м

0,39

0,39

В 1975 г. велись испытания по использованию ракеты на вертикально взлетающем Як-З6М (Як-38), в ходе которых с самолета ВМ-4 был выполнен 21 пуск для подтверждения устойчивости работы двигателей самолета и четыре — по парашютной мишени М-6 и по Ил-28. Успешно завершились и испытания Р-60 на МиГ-25.

Обеспечивается поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 8 единиц. Вероятность поражения цели залпом двух ракет оценивается величиной 0,7—0,8.

Наряду с боевой была разработана учебно-записывающая ракета УЗР-60Т.

Предыдущая Оглавление Следующая