Предыдущая Оглавление Следующая
Содержание

RuAAM110.jpg

Часть 2. Ракеты средней и большой дальности

Ракета СНАРС

В любом повествовании о становлении советской космонавтики не обходится без упоминания коллектива московского ГИРД, которым руководил будущий главный конструктор Сергей Павлович Королев. Хотя практический вклад первой в нашей стране организации-разработчика перспективных ракет объективно довольно скромен — несколько экспериментальных пусков, ни одной конструкции, переданной в серийное производство или сданной на вооружение, именно ее коллектив первым перешел от общих рассуждений и ориентировочных расчетов к трудному и неблагодарному делу отработки конкретной матчасти. При этом почти все приходилось делать впервые, идя рискованным путем проб и ошибок.

В аналогичном положении оказался и коллектив КБ на заводе №293 под руководством главного конструктора Матуса Рувимовича Бисновата. Разработка ракеты класса «воздух—воздух» СНАРС-250 была поручена ему наряду с ОКР по береговому ракетному комплексу «Шторм» постановлением от 14 апреля 1948 г. Несмотря на относительно второстепенный характер по сравнению с более близким к практической реализации «Штормом», экспериментальные работы по СНАРС-250 дали убедительные положительные результаты, что позволило в конце 1950 г. выйти на стадию опытно-конструкторской работы.

Сокращение СНАРС-250, по-видимому, означало «самонаводящийся авиационный реактивный снаряд весом 250 кг». Вес ракеты определялся калибром авиабомб, уже освоенных нашими истребителями. Пара управляемых ракет, подвешенных под крыльями самолета типа МиГ-15, практически соответствовала его предельной нагрузке. Как обычно, входе разработки первоначальное значение стартовой массы было превышено, но всего в переделах 10%, что не создало непреодолимых препятствий для размещения на наиболее массовых истребителях.

Выбор самонаведения вполне отвечал перспективам развития ракет класса «воздух—воздух». Однако, в отличие от ракет с радиокомандными системами, научно-технический задел в новом направлении практически отсутствовал. Ни в СССР, ни в поверженной Германии нельзя было найти ни одной работоспособной, пригодной для серии системы самонаведения. Так или иначе, но в соответствии с правительственным постановлением работы по полуактивной радиолокационной ГСН развернулись под руководством А.Б. Слепушкина в головной организации по авиационной радиолокации — НИИ-17 МАП. Тепловую ГСН разрабатывал С.Н. Николаев в ЦКБ-393 Министерства вооружения. Эта организация в те же годы добилась определенных успехов в создании тепловой ГСН для самонаводящейся бомбы «Краб».

RuAAM111.jpg

Ракета СНАРС-250.

Принципиально важным и, как показало дальнейшее развитие ракетной техники, единственно правильным был выбор РДТТ — решение нетривиальное в годы всеобщего увлечения жидкостными двигателями, особенно на баллистических и зенитных ракетах. Впрочем, требуемый типоразмер твердотопливного двигателя был уже уверенно освоен на отечественных неуправляемых реактивных снарядах, а столь миниатюрный ЖРД получился только у немцев для одного из вариантов неуправляемой зенитной ракеты «Тайфун».

Ракета СНАРС-250 предназначалась для поражения целей на высотах до 15 км на дальностях до 5 км. Стартовая масса задавалась в пределах от 250 до 300 кг. Ракету предполагалось оснастить боевой частью массой 30 кг. Для СНАРС-250 выбрали аэродинамическую схему «утка» с Х-образным расположением треугольных (точнее, «ромбовидных») крыльев и "+"-образным размещением прямоугольных рулей, соответствующим ориентации осей системы самонаведения.

Первые баллистические пуски упрощенных ракет без штатной бортовой аппаратуры состоялись в 1950 г. В следующем году изготовили по десять ракет с тепловыми и радиолокационными ГСН, но до реальных пусков дело не дошло из-за задержки наземной отработки головок самонаведения и автопилота. Да и у самого коллектива Бисновата на заводе №293 явно не хватало сил. В 1951 г. в конструкторском бюро работали всего 93 инженера. Все же летом 1952 г. выполнили четыре пуска автономных ракет, осенью — пуск ракеты с тепловой ГСН. Носителем вначале служил Ту-2, а затем микояновский И-320. В качестве целей использовались привязные аэростаты. Но как раз на этом этапе работ 19 февраля 1953 г. фирма была расформирована.

Работы по ракетам класса «воздух— воздух» возобновились под руководством М.Р. Бисновата только без малого два года спустя, уже по теме К-8 в соответствии с постановлением от 30 декабря 1954 г. Тем же правительственным документом другим организациям задавалось создание ракет К-6 и К-7 с аналогичными характеристиками. Сейчас это может показаться бестолковым распылением сил и средств, но именно широкий фронт развернутых работ и обеспечил решение поставленной задачи — создание первых советских ракет средней дальности в приемлемые сроки.

Содержание
Предыдущая Оглавление Следующая