![]() |
![]() |
Начальник 4-го ЦНИИ ВМФ, инженер-контр-адмирал Н.А. Сулимовский. |
Инженер-капитан 2 ранга П.Н. Марута. |
![]() |
![]() |
Инженер-капитан 3 ранга Н.П. Прокопенко. |
Начальник ЦНИИ ВК ВМФ Л.А. Коршунов. |
Этим же постановлением создавалась кооперация организаций промышленности и ВМФ, которой поручалось выполнение работ по данному проекту, определялись сроки проведения работ, назначались руководители проекта. Руководителем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме «Волна» и главным конструктором подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами, стал начальник и главный конструктор ЦКБ-16 Н.Н. Исанин, по корабельной пусковой установке для ракет - главный конструктор ЦКБ-34 Е.Г. Рудяк, по навигационному оборудованию подводной лодки - главный конструктор МНИИ-1 Минтранстяжмаша Э.И. Эллер. Главным конструктором ракетного комплекса по теме «Волна» был назначен С.П. Королев (ОКБ-1 НИИ-88 Миноборонпрома), по автономной системе управления стартом и полетом ракеты - главный конструктор НИИ-885 Минрадиопрома Н.А. Пилюгин, по жидкостным двигательным установкам - главный конструктор ОКБ-2 НИИ-88 А.М. Исаев, по бортовым гироприборам ракеты и корабельным счетно-решающим приборам - главный конструктор НИИ-49 Минтранстяжмаша Н.А. Чарин.
Согласно ТТЗ 4-го НИИ ВМФ, экспериментальный морской ракетный комплекс состоял из переоборудованной подводной лодки с шахтами для ракет и стартовым оборудованием, модифицированных ракет, предназначенных для пуска с подвижной нестабилизированной платформы, и береговой инфраструктуры.
На пути создания первых комплексов морских баллистических ракет стояло
множество неисследованных и сложнейших проблем. Вот лишь некоторые из них:
- размещение ракетных шахт с габаритами одного порядка с диаметром прочного корпуса подводной лодки с сохранением при этом не только традиционных архитектурных форм, но и всех тактико-технических свойств, присущих этому классу кораблей;
- обеспечение защиты ракеты от давления воды при погружении подводной
лодки;
- ориентация ракеты на цель и стрельбу с качающейся (при вертикальной, бортовой и килевой качке, рыскании) и движущейся платформы с требуемой точностью без геодезической привязки места подводной лодки;
- поддержание ракетного оружия в постоянной готовности к пуску ракет в течение всего срока автономного плавания;
- надежное удержание ракеты на пусковой установке до старта и освобождение ее в момент запуска двигателя без разрушения пускового устройства и корпусных конструкций лодки от воздействия газовой струи;
- обеспечение долговременного хранения компонентов топлива и герметичности топливной системы;
- обеспечение безопасности корабля и его личного состава при нахождении БР на борту и при ее старте.
Но самое главное - необходимо было решить, какой будет пуск - из надводного или подводного положения.
С.П. Королев сомневался в возможности осуществления подводного старта ракеты, на чем настаивали моряки. Слишком новым и неизученным был этот вопрос. Не было информации о характере течения процессов при старте ракеты в шахте, возможности аварийных ситуаций в результате воздействия газовой струи ракетного двигателя на пусковую установку, имели место невысокая начальная скорость стартующей ракеты и возможность ее соударений с шахтой при пуске из подводного положения. С целью наработки экспериментальных данных в НИИ-88, в который структурно входило ОКБ-1, был выполнен пуск ракеты из шахты специальной конструкции, который закончился неудачей. Ракета, закрепленная в шахте, от работы двигателя разрушилась и сгорела.
Моряки, в частности капитан-инженер 2 ранга П.Н. Марута, ознакомившись с результатами эксперимента, заявили, что с научной точки зрения он поставлен некорректно. Еще в 1952 г. в 4-м НИИ ВМФ была создана проблемная лаборатория - первая на флоте экспериментальная база научных исследований ракетного оружия. В лаборатории под руководством ее начальника А.А. Глухова проводились исследования с использованием моделей ракет, шахт, пусковых установок, имитировалась качка в условиях подводного старта. На этом оборудовании моряки продемонстрировали Королеву успешные пуски моделей ракет из шахт, как сухих, так и заполненных водой. Но проработки ОКБ-1 показали, что в связи с малой начальной скоростью ракеты и, соответственно, относительно большим временем ее подъема из шахты при качке подводной лодки возможны соударения и даже заклинивание, что однозначно могло привести к аварии. В ходе бурных обсуждений решили не рисковать. Для первоначальных пусков ракеты С.П. Королев сделал свой выбор в пользу привычного для него «наземного» (надводного) старта, хотя такое решение во многом противоречило концепции скрытности старта ракеты с подводной лодки. Правда, по предложению моряков, предусматривалось, что ее предстартовая подготовка начиналась при нахождении подводной лодки под водой.