Предыдущая Оглавление Следующая

SSNG2106.jpg

Корабль пр. 1123 «Ленинград».

Вытянувшаяся на полдлины корпуса взлетно-посадочная палуба вдобавок расползлась к бортам, что привело к уникальной (напоминающей утюг) форме корабля в плане. Как и следовало ожидать, на ходу позади гигантской, почти на всю ширину палубы надстройки бушевала совершенно непредсказуемая вихревая вольница, так что вертолетчики старались использовать ближайшую к корме зону палубы.

Исключительно широкая корма крейсера порождала у игривых штормовых волн непреодолимое желание «дать ей пинка», что они и проделывали, сотрясая ударами не слишком надежную ламповую электронику приборных стоек корабельной аппаратуры. Относительно узкая носовая оконечность корабля с прямыми образованиями при столь широкой корме проявляла склонность зарываться в волну. Она омывала соленым водопадом не только размещенные в три яруса спаренные пусковые установки зенитных и противолодочных ракетных комплексов, но и возвышающееся над ходовой рубкой металлическое кружево антенн станций наведения «Гром» комплексов «Шторм», вызывая короткие замыкания в их аппаратуре. В ходе мореходных испытаний разбушевавшиеся волны даже почти напрочь выворотили реактивную бомбовую установку РБУ-6000.

SSNG2107.jpg

Тяжелый авианесущий крейсер пр. 11433 «Новороссийск».

Однако все это можно было бы отнести к «отдельным недостаткам», если бы не несуразность общего назначения корабля. Основным достоинством подводных лодок является исключительная скрытность, поддержание которой является для их экипажей вопросом жизни и смерти. За всю историю XX века противолодочные действия были успешны лишь тогда, когда удавалось предельно локализовать местонахождение субмарин. В пользу противолодочников работало то, что подводникам для решения боевой задачи приходилось самим лезть на рожон, сближаясь с объектами атаки, а заодно и с их охранением. Более или менее успешными были и действия против лодок на маршрутах выдвижения из баз в районы боевых действий.

Попытка борьбы с атомными подводными ракетоносцами и, так сказать, осуществления «стратегической противолодочной обороны» была проявлением недальновидного прожектерства. При ограниченной дальности первых лодочных баллистических ракет еще можно было рассчитывать хотя бы на случайный успех, так как район боевого патрулирования ракетоносцев был ограничен Восточным Средиземноморьем и северными морями. Но еще до достройки головного корабля пр. 1123 совершенствование ракетного оружия придало подводным ракетоносцам способность атаковать наши города с акватории почти всей Северной Атлантики. Тем самым «стратегическая ПЛО» стала абсолютно безнадежной затеей, тем более что в силу объективных физических факторов надводный корабль обнаруживается подводной лодкой на значительно большей дальности, чем он сам сможет «услышать» субмарину.

К блестящим успехам нашего кораблестроения корабли пр. 1123 отнести трудно. Вдобавок, по уточненным расчетам, для непрерывного патрулирования явно не хватало и 14 вертолетов. Но, тем не менее, для отечественной палубной авиации приоткрылась перспектива совершить «большой скачок». На параде в Домодедово 9 июля 1967 г. представителям мировой общественности и лично руководителям партии и правительства летчик-испытатель В.Г. Мухин продемонстрировал самолет Як-36, который за полтора года до того совершил первый в СССР вертикальный взлет. Руководство ВВС отнеслось к этой новинке со здоровым скептицизмом, но флот проявил к ней восторженный интерес. Несовершенство представленного образца было очевидным, но в целом это направление представлялось очень перспективным. Казалось, отечественный флот наконец-то сможет обрести палубные самолеты, не озадачивая себя проблемами строительства гигантских авианосцев. Ведь помимо прочего для постройки аналогов современных зарубежных авианосцев потребовалась бы так называемая коренная реконструкция, а, называя вещи своими именами, на деле — возведение заново судостроительных заводов.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz