Предыдущая Оглавление Следующая

SSNG3118.jpg

Усовершенствованный вариант СКР пр. 11541 «Корсар» с восемью ПКР «Москит».

SSNG3119.jpg

Перспективный вариант СКР пр. 11541 «Корсар» с четырьмя ПКР «Москит».

Стараясь не отстать от газотурбинного направления котлостроители перемудрили, ужесточив требования к составу питающей воды до уровней, не всегда стабильно обеспечиваемых, особенно с учетом «человеческого фактора». В результате редкий корабль пр. 956 оставался на ходу более 5—7 лет. Котлы выходили из строя при полной боеспособности множества куда более сложных и дорогих систем, которыми до предела напичкали новейшие эсминцы. В 1990-е гг. это означало летальный исход вне зависимости от того, списывался ли корабль официально или занимал место в бесконечной очереди ожидавших ремонта. В результате из 17 построенных до 1993 г. кораблей в лучшем случае пять сохранили реальную перспективу послужить Родине в XXI веке.

SSNG3120.jpg

Размещение ПУ ПКР «Москит» на СКР пр. 11541 «Корсар».

В условиях развала оборонных отраслей уже не оставалось надежд на достройку оставшихся трех корпусов для Российского флота. Однако довольно быстро нашелся платежеспособный покупатель — Китай, для которого и достроили «Важный», «Вдумчивый».

В настоящее время для Китая ведется строительство еще трех эсминцев по усовершенствованному проекту. Помимо катеров пр. 12411 и эсминцев пр. 956 комплекс «Москит» поступил на вооружение трех кораблей абсолютно уникальных, на мировом уровне, проектов.

Проект 1239

С 1975 г. в ЦКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Л.В. Ельского (позднее В.И. Королькова) велась разработка малого ракетного корабля на воздушной подушке скегового типа (фактически — катамарана) пр. 1239 (шифр «Сивуч»). При не намного большем водоизмещении пр. 1239 по вооружению несколько превосходил серийный МРК пр. 1234М, неся помимо зенитного комплекса «Оса-М» и 76-мм автомата две счетверенные пусковые установки КТ-206 «Москита» и пару шестиствольных 30-мм автоматов. Таким образом, по мощи ударного вооружения этот небольшой корабль не уступал эсминцу пр. 956. Энергетическая установка, включавшая по паре газотурбинных установок М-10-1 мощностью 20000 л.с, дизелей М-511 по 10000 л.с. и дизелей М-527 по 3300 л.с. обеспечивала кораблю водоизмещением 1050 т, длиной 63,9 и шириной 17,2 м скорость свыше 52,7 узлов. Головной корабль МРК-27 «Бора» (строительный номер 501) был построен в Зеленодольске в 1987 г. и через два года сдан флоту. В 1999 г. в строй вступил второй аналогичный корабль — МРК-17 «Самум» (строительный номер 502).

Проект 903

Четырьмя спаренными установками КТ-215 комплекса «Москит» оснащался и корабль-экраноплан пр. 903 (шифр «Лунь»), создававшийся под руководством Р.Е. Алексеева в горьковском ЦКБ по СПК еще с 1961 г. «Лунь» (работы по которому были завершены В.Н. Кирилловых), способный при водоизмещении 380 т, длине 73,8 м и ширине 44 м развивать скорость до 500 км/ч, был заложен на опытном заводе «Волга» в 1983 г. и спущен на воду 16 июля 1986 г. В ходе испытаний на Каспии в 1989 г. после проведения одиночного аварийного пуска был успешно выполнен двухракетный залп на скорости 500 км/ч. Несколько ранее, в 1984 г., на полигоне Песчаная Балка в октябре—декабре 1984 г. с установленного на берегу полноразмерного макета корпуса корабля пр. 903 прошли два бросковых пуска макетов «Москита» для подтверждения безопасности воздействия струй стартовых двигателей на конструкцию экраноплана, выполненную в основном из легких сплавов. Дальнейшая деятельность по ракетоносным экранопланам прекратились, а уже построенный образец после опытной эксплуатации в 1990—1991 гг. разобрали в 1992 г. Помимо экономических трудностей столь безрадостный финал определялся и непроработанностью тактической концепции этого корабля, который недоброжелатели именовали «очень тихоходным гидросамолетом».

Возможно было и создание еще одного типа корабля-носителя «Москита» с динамическими принципами поддержания, например на базе катера на подводных крыльях пр. 1145. Тем более что соответствующий опыт уже имелся — был построен МРК пр. 1240, вооруженный комплексом «Малахит». Однако будучи дороже массового катера пр. 1241.1, катер-носитель комплекса «Москит» на подводных крыльях был столь же уязвим от атак авиации, в то время как МРК пр. 1239 обладал большей боевой устойчивостью, обеспечиваемой зенитным ракетным комплексом.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz