Предыдущая Оглавление Следующая

Изучение фрагментов изделий указывало на то, что элементы аппаратуры по-прежнему выходят из строя из-за гибельного воздействия перегрузок. Для однозначного определения причин неудач 27 октября провели еще один старт с катапульты, при этом для получения максимальной информации в случае неудачи трасса полета проходила не над морем, а над землей. Для обеспечения безопасности дальность ограничили 16,5 км. Старт прошел нормально и самолет-снаряд успешно пролетел положенную дистанцию. Однако показания дополнительной измерительной аппаратуры указали на усиленное воздействие на приборы, что могло привести к аварийному исходу.

Требовалась серьезная доводка бортовой аппаратуры, которую решили провести в заводских условиях, при этом возобновление летных испытаний намечалось на 15 апреля. Предполагалось, что летные испытания прерваны всего на полгода, но, как оказалось — навсегда...

Зимой 1952—1953 гг. жизнь нашей страны в значительной мере определялась событиями, вошедшими в историю как «дело врачей». И хотя Матус Рувимович Бисноват работал в области, далекой от медицины, определяющее значение для принятия судьбоносных решений имела не профессия, а национальность человека. Кроме того, двоюродные братья Бисновата в начале Первой мировой войны перебрались в США. И хотя Матус Рувимович с тех пор ничего не знал об их дальнейшей судьбе, даже предположительное наличие заокеанских родственников рассматривалось как достаточное основание для отстранения от работ над совершенно секретной оборонной техникой.

SSNG3166.jpg SSNG3169.jpg

Слева: телевизионный визир самолета-снаряда «Шторм»; справа: индикатор телевизионного визира.

Подобный компромат оказался великолепным поводом для полной ликвидации фирмы, территория и персонал которой приглянулись весьма влиятельным людям — руководителям КБ-1 П.Н. Куксенко и С.Л. Берии. Опытная база завода №293 требовалась им для расширения своей организации, а точнее, для изготовления первых ракет собственной разработки конструкторов этой «фирмы» — зенитной «ШБ» и «воздух—воздух» «ШМ».

В соответствии с постановлением от 19 февраля 1953 г. Совета Министров Минавиапрому предписывалось передать завод №2 в КБ-1 «для усиления работ по заказам Третьего Главного управления при СМ СССР».

С 1 марта 1953 г. все работы по «Шторму» прекратились. Материальная часть подлежала консервации и передаче вместе с заводом в КБ-1. К этому времени были изготовлены два пилотируемых самолета-аналога, 15 автономных изделий (10 из которых были израсходованы), 15 самолетов-снарядов, укомплектованных аппаратурой самонаведения и наведения. Кроме того, еще 25 самолетов-снарядов, предназначенных для заводских испытаний, находились на 28% стадии готовности.

Надо отметить, что к 1953 г. планы использования нового оружия расширились: самолеты-снаряды «Шторм» предусматривалось применять не только с берега, но и с моря. Флот вышел из стадии абстрактных прорисовок размещения трофейных ракет на кораблях. Еще 20 октября 1951 г. коллективом Бисновата была начата разработка корабельной пусковой установки для «Шторма». Хотя береговая катапультная установка и отличалась крайней громоздкостью, ее «примеряли» к кораблям. Правда, исследования на этой стадии велись не собственно кораблестроительными КБ, а проектно-исследовательским бюро, входившим в ЦННИ-45 — будущем «ЦНИИ им А.Н. Крылова».

По результатам выполненных проработок на эсминце пр. 30бис, массово строившимся в конце 1940 — начале 1950-х гг., за счет снятия кормовых башен главного и зенитного калибра можно было разместить одну пусковую установку и дюжину самолетов-снарядов. Для подготовленного к постройке более совершенного эсминца пр. 56 полная замена артиллерии главного калибра на две пусковые установки позволяла обеспечить более солидный боезапас из 16 самолетов-снарядов и повышенную огневую производительность. Естественно, что наилучшим образом ракетное оружие размещалось на более солидных кораблях — легких крейсерах пр. 68бис, на которых вместо кормовых башен можно было смонтировать поворотную бронированную пусковую установку с двумя направляющими и разместить две дюжины «Штормов» в бронированном ангаре. В отличие от эсминцев, крейсера были признаны специалистами ЦНИИ-45 вполне подходящими носителями нового оружия.

SSNG3167.jpg SSNG3168.jpg

Подготовка самолета-снаряда «Шторм» к испытанию.

Наряду с отработкой «Шторма» начались и экспериментальные исследования для разработки более совершенного берегового самолета-снаряда. Соответствующая НИР была задана в приложении к тому же постановлению 1948 г., по которому была определена ОКР по созданию «Шторма». Предусматривалось, что новый самолет-снаряд при массовых характеристиках, близких к «Шторму», будет развивать скорость, в 1,5—2 раза превышающую звуковую, поражая цели на дальностях до 100 км. Основной проблемой при этом считалась разработка сверхзвукового прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Для проведения соответствующих исследований в рамках темы И-52 было изготовлено семь крупноразмерных моделей самолета-снаряда — ЛМ-15. В отличие от «Шторма», ЛМ-15 оснащалась трапециевидным (по терминологии тех лет —ромбовидным) крылом. На ней в процессе пусков с носителя впервые в нашей стране был успешно испытан сверхзвуковой прямоточный воздушно-реактивного двигатель РД-550.

Но всем этим планам сбыться не удалось...

Обиднее всего было то, что ликвидация КБ Бисновата произошла буквально за считанные дни до смерти И.В. Сталина. А еще через несколько месяцев, с арестом Л.П. Берии, резко ограничились и права руководства КБ-1.

Уже в июле 1953 г. бывшие работники завода №293 обратились в ЦК КПСС с предложением о воссоздании конструкторского коллектива Бисновата и завершении начатых в 1948 г. разработок. В результате работы завода №293 оказались на рассмотрении министра вооруженных сил Н.А. Булганина, руководителей промышленности Д.Ф. Устинова, М.В. Хруничева и П.В. Дементьева.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz