![]() |
Опытный танк «объект 167».
|
![]() |
Опытный танк «объект 172».
|
![]() |
Опытный танк «объект 172М».
|
Электрогидромеханический механизм заряжания (МЗ) танка Т-64 был заменен электромеханическим автоматом заряжания (A3) с механизмом выброса поддонов. За основу был взят AЗ, разработанный уральскими конструкторами во время работ по модернизации Т-62. С точки зрения конструкторов, такой AЗ был более надежен, так как не имел гидравлики, и прост в эксплуатации. Однако вследствие того что на AЗ при заряжании досылание снаряда и заряда осуществлялось раздельно, цикл заряжания AЗ увеличился на одну секунду по сравнению с МЗ.
В связи с установкой другого двигателя была изменена и компоновка моторно-трансмиссионного отделения танка. Использование нового по тем временам стартера-генератора СГ-10 потребовало поиска и места для его установки, так как конструкторы отказались устанавливать его непосредственно на самом двигателе из-за его размеров. Раньше на двигатель ставились отдельно стартер и отдельно генератор, и в разных местах. Поэтому пришли к решению смонтировать СГ-10 на повышающем редукторе (гитаре) с приводом от него же.
Была также изменена и система охлаждения радиаторов - вместо эжекционной системы установили вентиляторную. В результате этого длина корпуса машины увеличилась на 320 мм. В таком виде танк получил обозначение «объект 172М». От харьковского танка осталась практически только одна трансмиссия.
С весны 1969 г. нижнетагильское КБ возглавил В.Н. Венедиктов, сменивший на этом посту Л.Н. Карцева, ушедшего в научно-технический комитет Главного бронетанкового управления (НТК ГБТУ).
Следующим шагом на пути к принятию на вооружение танка Т-72 было постановление Правительства СССР от 12 мая 1970 г. «О мерах по созданию мощностей для выпуска танков Т-64А». В этом постановлении в одном из пунктов Министерство оборонной промышленности освобождалось от задания по организации серийного производства танков Т-64 на Уралвагонзаводе. Но далее, в том же пункте постановления, ставилась задача завершить отработку «объекта 172» и двигателя В-45, подготовить их производство с целью начать выпуск этого танка на УВЗ уже в 1972 г! И это еще до принятия машины на вооружение. До сих пор остается неясным, как создателям и сторонникам танка Т-72 удалось довести его до серии, ведь заведующий Отделом оборонной промышленности ЦК КПСС Д.Ф. Устинов был ярым противником этой машины. Тем не менее, это постановление Правительства было подписано, в том числе, и Дмитрием Федоровичем. Проработавший в ВПК более 20 лет и хорошо знающий всю эту «кухню», Ю.П. Костенко в своих воспоминаниях пишет, что такое постановление Д.Ф. Устинов подписать просто не мог.** Не исключает он и того, что подписывал зав. отделом постановление с одной формулировкой, а затем некоторые листы в нем были заменены...
Впрочем, это не единственный случай в истории отечественного ВПК, когда новые образцы вооружения и военной техники правдами и неправдами пробивали себе дорогу в жизнь.
Как бы там ни было, но танку «объект 172М» был зажжен зеленый свет. Принятию на вооружение танка Т-72 предшествовали огромный объем испытаний в Средней Азии и в Забайкалье, тщательная доводка каждого узла, использование новейших технологий в производстве, применение строжайшей системы контроля качества, что и позволило, в конечном счете, серийно выпускать один из самых надежных и эффективных танков в мире.
После окончания всесторонних испытаний 7 августа 1973 г. вышло постановление Совета Министров СССР «О принятии на вооружение нового среднего танка». Танку был присвоен индекс Т-72 «Урал». В соответствии с этим же постановлением на УВЗ обязаны были перейти с 1974 г. на выпуск танков Т-72 вместо Т-62. Чуть позже коллектив КБ УВЗ, участвовавший в разработке танка Т-72, был представлен к Государственной премии, а Уралвагонзавод награжден орденом Октябрьской революции.
Боевые и технические характеристики танка Т-72 «Урал» были сохранены на уровне танка Т-64А, который выпускался серийно уже с 1969 г. Таким образом, в СССР с 1973 г. стали поступать в войска два типа танков с практически одинаковыми боевыми характеристиками. Между конструкторскими бюро ХЗТМ и УВЗ развернулось настоящее соревнование за лучший средний (позже основной) танк. К сожалению, должен констатировать, что УВЗ в этом соревновании играл роль догоняющего - харьковчане на 4-5 лет всегда опережали своих коллег в Нижнем Тагиле по выпуску в свет качественно новых машин. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на тактико-технические характеристики различных модификаций танков харьковского и нижнетагильского заводов, а также на год их выпуска, и все станет ясно. Что касается количества выпускаемых в те времена танков, то нижнетагильскому заводу равных нет во всем мире.
** Ю.П.Костенко. Танки (воспоминания и размышления). Часть III. M.1999.