Начиная с 1972 г. танки Т-72 и их многочисленные модификации изготавливались как для нужд Советской Армии, так и для экспорта. По оценкам британского военного ежегодника Jane's Armour and Artillery 1995-1996 гг., суммарное производство танков Т-72 в Советском Союзе и России на 1995 г. составило не менее 20000 машин. Текущая цена танка Т-72М1 для экспорта в начале 1993 г. составляла 1,2 млн. долларов США. С учетом стран бывшего СССР «семъдесятдвойки» различных модификаций в настоящее время находятся на вооружении почти 30 стран мира, в том числе и в странах НАТО.
Компоновка танка
Компоновка танка Т-72 «Урал» выполнена по классической схеме. Внешне он очень напоминает Т-64. Корпус танка сварной из катаных броневых листов и разделен на три части: отделение управления спереди, боевое отделение в центре и моторно-трансмиссионное отделение (МТО) сзади. Башня литая, с дифференцированной толщиной брони, но, в отличие от танка Т-64, имела обычную, а не комбинированную броневую защиту с максимальной толщиной 280 мм. Лобовой лист корпуса имеет комбинированную броневую защиту при общей толщине листа в 200 мм, которая при существующем угле наклона соответствует 500-600 мм стандартной катаной (гомогенной) брони. Последующие модификации танков Т-72 получили усиленную защиту башни и корпуса.
Подобно Т-64А, со стороны каждого борта танка Т-72 «Урал» имелись по четыре подпружиненных пластинчатых щитка, которые отстегивались от корпуса машины в боевом положении и разворачивались вперед под углом 60°, защищая борта танка от кумулятивных боеприпасов.
Механик-водитель размещается в передней части корпуса по центру и имеет отдельный люк в крыше корпуса. Несмотря на низкий силуэт танка, в том числе и корпуса, механик-водитель в боевом положении располагается сидя, а не полулежа, как на некоторых танках западного производства, что не совсем удобно для его работы.
Размещение боекомплекта в танке Т-72.
Другие два члена экипажа размещаются в башне: наводчик слева и командир танка справа. Применение на танке автомата заряжания с горизонтальным расположением (в два яруса) снарядов и зарядов позволяло осуществлять переход из отделения управления в боевое отделение без снятия кассет из вращающегося транспортера A3, что невозможно было сделать в танке Т-64. Правда, совершить этот переход можно было при определенной сноровке и не без труда. По рассказам участников боевых действий в Чечне, при повреждении танка и ранении (контузии) механика-водителя эвакуировать его из танка остальным членам экипажа не представлялось возможным, кроме как через люк механика.
Для наблюдения за полем боя люк командира танка оборудован вращающейся командирской башенкой с двумя призменными приборами наблюдения. В передней части командирской башенки установлен комбинированный (дневной/ночной) прибор наблюдения ТКН-3 бинокулярного типа, имеющий механическую связь с инфракрасным прожектором ОУ-3ГКУ, смонтированным на командирской башенке. При движении по-походному на командирскую башенку танка Т-72 устанавливается специальный щиток, который прикрывает сидящего на башне командира машины летом от пыли, а зимой от встречного потока холодного воздуха. Это было новшеством в отечественном танкостроении.