Танковый мостоукладчик BLT-T-72, созданный в Индии на базе лицензионного танка Т-72М1.
Тактико-технические характеристики танков Индии |
||
Тип танка |
Т-72М1 Ajeya |
ЕХ |
Экипаж, чел. |
3 |
4 |
Боевая масса, кг |
41500 |
47000 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 |
0,9 |
0,94 |
Удельная мощность двигателя, л.с./т |
18,8 |
21 |
Длина, м: |
||
- с пушкой вперед |
9,53 |
9,19 |
- ширина (по бортовым экранам) |
3,37 |
3,37 |
Высота по командирской башенке, м |
2,19 |
2,43 |
Клиренс, м |
0,47 |
0,47 |
Максимальная скорость по шоссе, км/ч |
60 |
60 |
Тип и мощность двигателя, л.с. |
В-46, 780 |
1000 |
Вооружение: |
||
- тип и калибр пушки, мм |
ГП, 125 |
НП, 120 |
- количество х калибр спаренного пулемета, мм |
1 х 7,62 |
1 х 7,62 |
- количество х калибр зенитного пулемета, мм |
1x12,7 |
1 х 12,7 |
Боекомплект, шт.: |
||
- к пушке |
44 |
32 |
- к спаренному пулемету |
2000 |
3000 |
- к зенитному пулемету |
300 |
600 |
Угол подъема, % |
60 |
60 |
Вертикальная стенка, м |
0,9 |
0,85 |
Глубина брода без подготовки, м |
1.2 |
1,2 |
Запас хода по топливу, км |
500 |
500 |
Югославия и Хорватия
Для налаживания производства танков Т-72 в Югославии необходимая техническая документация в эту страну из Советского Союза поступила еще в 1979 г Одновременно были поставлены и танки в экспортном исполнении в количестве около 50 единиц. Однако в течение последующих нескольких лет югославские инженеры изучили возможность замены некоторых деталей и узлов машины и их собственной разработки. Несколько опытных образцов югославского танка Т-72 было готово в 1983 г., а еще через год было начато серийное производство этих машин, получивших обозначение М-84.
Внешне югославский танк М-84 походит на Т-72. Однако имеется ряд незначительных отличий во внешних особенностях башни, таких как: наличие мачты метеодатчика на передней части крыши башни непосредственно за маской пушки, отсутствие инфракрасных прожекторов и другой прицел наводчика. На танке была установлена автоматизированная система управления огнем, включающая в себя комбинированный (дневной/ночной) прицел со встроенным лазерным дальномером DNNS-2, комплект автоматических датчиков условий стрельбы и баллистический вычислитель.
В конце 1980-х гг., когда в серийное производство был запущен Т-72М1, югославские танкостроители стали устанавливать на М-84 новую башню с усиленным бронированием. Претерпела некоторые изменения и СУО. Модернизированный танк получил обозначение М-84А и серийно выпускался с 1988 г.
В дополнение к новой системе управления огнем на танке М-84А установлен новый 12-цилиндровый дизель V-12, развивающий мощность 1000 л.с, который позволил значительно повысить подвижность танка. С новым двигателем танк развивает по шоссе максимальную скорость до 65 км/ч.
По оценкам британского ежегодника Jane's, начиная с 1984 г. в Югославии выпущено более 500 танков М-84 и М-84А. Кроме того, в 1989 г. Кувейтом было заказано 200 М-84А, включая 15 машин в командирском варианте и 15 БРЭМ М-84 ABI. Известно, что к началу операции «Буря в пустыне» было поставлено только 12 танков, остальные поступали уже в ходе боевых действий и после их окончания.
В 1990 г. югославские танкостроители развернули работы над созданием нового основного боевого танка под обозначением V2001 Vihor («Вихрь»), выпуск которого планировалось начать уже в 1996 г. Однако из-за начавшейся в Югославии гражданской войны и введенного после нее экономического эмбарго работы по созданию новой машины были приостановлены.
Работы по этой машине продолжились в Хорватии на предприятии Duro Dakovic Specijalna Vozila, которое находится в городе Славонский Брод. Прототип танка получил новое наименование Degman. Впервые натурный образец машины был продемонстрирован на международной выставке вооружений IDEF-2003 в Анкаре в октябре 2003 г.
Новый танк внешне похож на своего предшественника М-84А (читай - на Т-72М1) и имеет боевой вес более 44 тонн. Он оснащен новой силовой установкой, состоящей из 12-цилиндрового дизельного двигателя мощностью 1000 л.с. Трансмиссия идентична той, что устанавливалась на танках Т-72М: две бортовые планетарные коробки передач с гидроуправлением, но они имеют пять передач переднего и одну передачу заднего хода. В перспективе планируется использование более мощного (до 1200 л.с.) двигателя с полностью автоматической трансмиссией. Установленный на танке двигатель V-46TK является дальнейшим развитием отечественного дизеля В-46. Эта силовая установка, как сообщалось, позволяет развить машине максимальную скорость по шоссе до 70 км/ч и обеспечивает разгон до скорости 32 км/ч с места за 8,5 с. Гусеничная лента с разборными траками, наподобие тех, что используются на Т-80 или на машинах западного образца, может оснащаться съемными асфальтоходными башмаками.