Предыдущая Оглавление Следующая

T-72148.jpg

Танк Т-72М1 иракской армии, оставленный при отступлении. Обратите внимание, что на машине установлены элементы навесной динамической защиты. 1991 г. 

Хорошо зарекомендовали себя «семьдесятдвойки» и в ходе операции «Буря в пустыне» в 1991 г. Там они участвовали и с одной и с другой стороны. И опять, как и после ливанских событий 1982 г., американская пропагандистская машина раструбила о несовершенстве советской военной техники. В журналах (в том числе и в некоторых наших) десятками публиковались фотографии уничтоженных «семьдесятдвоек» в самых мрачных ракурсах, приводились описания того, как доблестные американские танкисты расстреливали их из пушек «Абрамсов» с первого выстрела на дальностях более 3000 м. Никто не спорит, были случаи, когда иракские Т-72 уничтожались М1А1. Но вот ведь в чем загвоздка: все уничтоженные «семьдесятдвойки» (да и другие танки тоже) записали на свой счет американские танкисты. Причем, по разным американским источникам, цифры уничтоженных иракских танков разнятся на тысячи: от 500 до 4000! Правда, некоторые из зарубежных изданий подвергают сомнению эти цифры1.

Анализ других статей в американских журналах, переводы которых у нас почему-то не публиковались, позволяет составить более реальную картину тех событий. У американских танкистов было преимущество в возможностях по обнаружению противника, благодаря использованию тепловизионных приборов. Эти приборы позволяли обнаруживать иракские танки ночью и в условиях плохой видимости (в тумане или при пыльных бурях) на дальностях свыше 3000 м. С этих дальностей и открывался огонь, и иногда действительно были случаи поражения иракских танков с первого выстрела. Почему иногда? Потому что через год после окончания войны в зоне Персидского залива появились сообщения о странных болезнях у кувейтских детей. Оказалось, что эти дети играли в пустыне с бронебойно-подкалиберными снарядами из обедненного урана от 120-мм пушек «Абрамсов», которых в этой пустыне потом насчитали более 20 тысяч. Другими словами, это те снаряды, которые не достигли своей цели. Простая арифметика показывает, что на один уничтоженный иракский танк в среднем было израсходовано от 5 до 40 таких снарядов (это если считать, что все-таки было уничтожено 4000 иракских танков).

Иракским танкистам было тяжело бороться с новейшими американскими танками, так как стреляли они по ним из «семьдесятдвоек» бронебойно-подкалиберными снарядами 3БМ9, снятыми с вооружения в Советской Армии в 1973 г., т.е. когда M1 даже в проекте еще не было. Тем не менее иракцы боролись и этими снарядами с «Абрамсами» (танкисты других стран антииракской коалиции с иракскими Т-72 не сталкивались), лишний раз, показывая миру высокую боевую мощь советских танков.

Подтверждением тому, что потери от огня сирийских танков «Абрамсы» несли, может служить такой пример. Весной 1993 г. в Военную академию им. М.В. Фрунзе прибыла делегация американских офицеров во главе с начальником штаба сухопутных войск армии США генералом К. Вуона. На встрече с офицерами академии он много рассказывал, как американские танкисты уничтожали иракские танки и вообще как они лихо воевали. Но когда я его спросил о количестве потерянных «Абрамсов» от огня иракских танков, то генерал смутился и отвечать отказался, ссылаясь на усталость.

Другие американские журналы, все же написали, что для уничтожения иракских Т-72 чаще всего использовались ПТРК TOW-2 с дальностей более 3000 м, ближе к иракским танкам подходить боялись2. В целях снижения эффективности стрельбы американских ПТУР на некоторых иракских «семьдесятдвойках» устанавливался на башне постановщик помех китайского производства. Стрельба ракетами TOW по таким танкам успеха не имела, поэтому для уничтожения одного Т-72 американцы выделяли не менее трех танков М1А1 при поддержке двух-трех БМП М2 «Бредли», при этом старались обойти его с тылу или хотя бы с фланга, в лоб, как правило, не стреляли. По возможности, для уничтожения иракских танков привлекалась авиация или мощная корабельная артиллерия3. На их долю приходится основное количество уничтоженных танков армии Ирака. И все же большая часть танков, в первую очередь Т-72, при отступлении уничтожалась самими иракскими танкистами. Были случаи, когда на поле боя оставались почти целехонькие, на первый взгляд, «семьдесятдвойки». Это случалось тогда, когда в машинах не оставалось ни боеприпасов, ни топлива и иракские танкисты подручными средствами разбивали прицелы и некоторые блоки, выводили из строя электропроводку. Об этом свидетельствуют и опубликованные в журналах фотографии4.

Что касается М1А1, то эти танки горели сами по себе, не успев еще вступить в бой5, чего не замечалось за машинами советского производства. Так, например, сирийская танковая дивизия вооруженная танками советского производства, совершив в район боевых действий 1000-километровый марш своим ходом, не оставила на пути следования ни одного танка, за весь марш не было ни одной поломки, ни одного отказа!

T-72149.jpg

Уничтоженный иракский Т-72 на улицах Багдада. Следует отметить, что это не заслуга американских танкистов, а результат работы саперов. 2003 г.

T-72152.jpg T-72153.jpg

Особенности оборудования башни танка Т-72М иракских вооруженных сил перед началом операции «Буря в пустыне» в 1991 г.

Подорванный при отступлении иракскими танкистами Т-72М записали на свой боевой счет экипажи «Абрамсов».


1 Anthony H. Cordesman. Rushing to Judgment on the Gulf War. Armed Forces Journal, June 1991.

2 Riders on the Storm. A narrative history of the 1-4 Cav's campaign in Iraq and Kuwait — 24 January — March 1991. Armor, 1991, May—June.

3 The First brushes in the Desert. Army, May, 1991.

4 T-64 and T-80. By Steven J. Zaloga. Concord Publication Company, 1992.

5 Riders on the Storm. A narrative history of the 1-4 Cav's campaign in Iraq and Kuwait — 24 January — March 1991. Armor, 1991, May—June.

Предыдущая Оглавление Следующая