Полк разместили под Солнечногорском в лагере «Сенеж». Здесь я с отличием закончил школу механиков-водителей, получил звание сержанта; из двух взводов (около 40 человек) сержантов тогда получили двое, остальные успешно окончившие получили младших сержантов. Сказалась полная «десятилетка» — из остальных ребят многие не имели за плечами и семи классов. Конечно, недостаточный уровень грамотности призывников не мог не сказываться на боеготовности войск. Но опыт войны внес свои коррективы в систему подготовки как рядовых, так и младшего и среднего комсостава. И учебно-механизированный полк сыграл тут большую роль в практической подготовке офицеров для фронта и в повышении квалификации офицеров, уже имевших боевой опыт. Это была не боевая часть, в бой полк не ходил, но каждый делал тогда свое дело на своем месте. Впрочем, и здесь встречались разные люди — одни, побывав везде и многое увидев, ничему, по сути, не научились, другие, напротив, схватывали все буквально на лету и становились действительно грамотными и отлично действовавшими командирами и техниками.
Механиков-водителей в полку готовили основательно, по полной программе — мы ведь должны были обеспечивать интенсивный учебный процесс. В полку экипаж танка состоял из одного механика-водителя. Мы и водили танки, и стреляли. Хотя основным был Т-34, знакомили нас и с Т-26 и БТ, и с тяжелыми танками. По окончании курса меня назначили во второй батальон — мне достался Т-34 с шестигранной башней (так называемой «гайкой»). С августа 1943 г. до января 1944 г. я участвовал в обеспечении учебного процесса в лагере «Сенеж». Танк эксплуатировали нещадно — вождение было каждый день. Как раз в это время началось переобучение политработников, чтобы сделать их еще и квалифицированными командирами, и мне довелось обучать их на краткосрочных курсах. Танк гоняли на стрельбы, на вождение, на тактические занятия. Тогда я смог оценить простоту, выносливость, надежность и ремонтопригодность «тридцатьчетверки»: за короткий срок мне довелось менять двигатель танка, сменить в одиночку в мастерской ремонтной роты коробку передач.
Тем не менее за это время я сменил два танка (второй танк имел уже штампованную башню), настолько напряженно шла учеба. При том что Т-34 являлся, несомненно, выдающейся конструкцией, были в ней и определенные недостатки. Скажем, гребневое зацепление гусеницы с роликами на ведущем колесе — ролик просто свободно надевался на палец, и при попадании грязи, пыли и т.п. эти элементы быстро изнашивались. Также не были защищены от попадания грязи и от перегрева фрикционы в трансмиссии танка. Часто нарушались сочленения рычагов и тяг управления. Но при должном уходе танк служил вполне надежно. К тому же, он обладал прекрасной проходимостью на сложных грунтах и легко преодолевал различные препятствия.
Сержант Е.А. Клопов, механик-водитель учебного танкового полка, лагерь «Сенеж», конец 1943 г.
Мой отец командовал учебным танковым полком по ноябрь 1943 г. включительно, после чего был переведен в Академию преподавателем тактики. Командование полком принял полковник Барчуков. В январе 1944 г. я попал на службу в Парк учебных машин Военной академии бронетанковых и механизированных войск, размещенный на территории Академии в Москве, на должность механика-водителя-старшего (такое название осталось от 1930-х гг., когда в экипажах тяжелых танков числилось два механика-водителя). В Парке учебных машин я обеспечивал как учебный процесс, так и проводившиеся в Академии научно-исследовательские работы. В частности, на моем Т-34 испытывалась опытная установка обогревателя охлаждающей системы двигателя, разработанная майором Цикуриным (это была своеобразная печка для подогрева охлаждающей жидкости для запуска двигателя зимой). Правда, в конструкцию серийных танков ввели потом другую систему (форсуночный подогреватель), разработанную майором Голосовым. В июле 1944 г. я был направлен в Чирчик, где стал курсантом 1-го Харьковского танкового училища. Позже, в 1947 г., я поступил в Академию БТ и MB. В связи с началом «холодной войны» резко увеличилась интенсивность обучения офицеров Вооруженных Сил СССР в целом и объемы работы в Академии бронетанковых и механизированных войск в частности. Учебный танковый полк в 1946 г. был преобразован в учебную танковую бригаду при Академии. Командовал бригадой Герой Советского Союза полковник М.В. Хотимский, прославившийся в ходе битвы за Берлин. Бригада получала новые танки — Т-44, ИС. В 1948 г. бригаду снова переформировали в учебный танковый полк, впоследствии ставший 46-м танковым полком при Академии бронетанковых войск им. Р.Я. Малиновского. Все это время полк оставался в военном городке «Сенеж». Увы, в период «ельцинских реформ» в 1992 г. из чисто конъюнктурных, сиюминутных соображений (понадобилось место для размещения бригады ВДВ, спешно передислоцированной из г. Вильнюса по требованию националистического правительства «независимой» Литвы) полк был расформирован, это оказалось началом ликвидации и самой Академии. Последним командиром полка был подполковник С.И. Старунов.
28 марта 2005 г. Евгению Александровичу Клопову исполняется 80 лет. Редакция журнала «Техника и вооружение» сердечно поздравляет Евгения Александровича с юбилеем, желает ему здоровья и душевной бодрости.